Объединенный форум ОСП КрасГУ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Объединенный форум ОСП КрасГУ » Учеба » Реформирование юридического образования


Реформирование юридического образования

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Рад всех приветствовать!
Мы развернули большую дискуссию по поводу того, чему надо учить юристов. Признаюсь, на прошлой неделе распечатал все эти тексты, чтобы всё перечитать ещё раз. Действительно, получившиеся тексты далеко не бесполезные :). Кое-что я даже использовал в своей работе, если Вы не возражаете (о работе чуть ниже).

Сейчас я предлагаю по мере возможности пообсуждать следующее...
Нет, скорей предлагаю поиграть во всемогущего (далее вставьте имя сами). Представьте, что у Вас есть деньги, власть, иные ресурсы, и т.д. А самое главное, у Вас есть умная голова, своё виденье проблем юридического образования и небезразличное отношение к ним (как показало обсуждение).
И перед Вами стоит задача, которую Вы сами перед собой поставили, - реформировать систему высшего юридического образования таким образом, чтобы она представляла собой эффективные условия для создания юриста 21 века. Как будто Вы снова вернулись на 1-й курс и Вам предстоит всё пройти сначала. Что бы Вы сделали? Какие недостатки устранили, а какие положительные моменты включили бы? На какие области и каким образом воздействовали бы для качественных изменений?

При этом допустимы любые идеи, пусть даже кажущиеся на первый взгляд бредовыми.

Теперь о том, зачем это всё нужно. Конечно, интересно пообсуждать, новая тема и т.д. Но есть в этом и практический интерес. Сейчас в рамках СибФУ есть интерес в развитии системы юридического образования (ребята, которые сейчас при вузе, не дадут соврать). Я некоторым образом причастен к этому процессу, в который вовлечены и иные молодые преподаватели и разные другие люди. Но я бы хотел пообсуждать эти вопросы и с Вами, так как убедился в ценности этого. Возможно, какие-то совместно выработанные идеи удастся реализовать. Возможно, что-то полезное удастся сделать.
Вот, собственно, так, не кривя душой, прямо и откровенно.
Давайте попробуем?

0

2

Да, ну и с теми, кому интересно, можно организовать обсуждение самой программы. Драфт текста я Кате переслал уже.
Катя, есть какие мысли?

0

3

Как Вам это?

NEWSru.com :: В России Пятница, 9 марта 2007 г. 13:51

В России с сентября 2007 года вводятся уровни высшего образования: бакалавриат, магистратура

Правительство России в пятницу одобрило законопроект о переходе в России на двухуровневую систему высшего образования. С 1 сентября 2007 года в России вводятся такие уровни высшего профессионального образования как бакалавриат со сроком обучения от трех до четырех лет, магистратура со сроком обучения шесть лет или подготовка специалиста с обучением пять лет. "Это позволит повысить конкурентоспособность выпускников", - подчеркнул в своем докладе министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

По мнению министра, подобное решение будет способствовать гармонизации российской системы образования с европейскими системами, так как большая часть стран Европы, а также СНГ уже перешли к уровневому подходу в высшем образовании. Министр отметил, что современные вузы зачастую не могут обеспечить последующее трудоустройство своих выпускников.

"Рынок труда стал сейчас менее предсказуемым, ни одна программа подготовки не обеспечивает возможности гарантированного трудоустройства", - сказал он.

- Бакалавриат будет доступен для людей, закончивших 12-летнюю школу
- Второй шаг министерства образования - сокращение вузовских специальностей
- Бакалавриат с урезанным списком специальностей наводнит рынок дилетантами

По словам Фурсенко, предлагаемый законопроект "позволит существенно изменить ситуацию с необходимостью доучивания специалистов на производстве, как это происходит сейчас". При этом степень магистра претендент на нее, закончивший бакалавриат, будет получать за счет бюджетных средств даже в случае, если после бакалавриата он отработал несколько лет по специальности и лишь затем решил доучиваться на магистра.

Министр сообщил, что сейчас действует около 120 программ подготовки бакалавров. Их число предлагается сократить до 60-100, расширив при этом число специализаций в подготовке магистров, сообщает "Интерфакс".

Фурсенко отметил, что указанный законопроект прошел, в частности, он согласован с Союзом ректоров, Ассоциацией технических университетов, профсоюзом работников образования и науки, прошел общественную экспертизу в Общественной палате.

После рассмотрения вопроса об образовании на заседании правительства РФ глава Минобрнауки сказал журналистам, что системы подготовки дипломированных специалистов и бакалавров необходимо рассматривать не как последовательные, а как параллельные этапы в получении высшего образования.

"Есть специальности, которые требуют непрерывных программ, а эти программы изначально спланированы на то, что пять или шесть лет человека надо учить именно по этим специальностям с первого курса и до выпуска", - подчеркнул министр, пояснив, что речь идет, в частности, об инженерах и медиках. "Наша задача - еще раз показать и утвердить, что бакалавр - это высшее образование, полноценное высшее образование", - добавил он.

Бакалавриат будет доступен для людей, закончивших 12-летнюю школу

Фурсенко добавил, что трехлетний бакалавриат будет доступен для людей, закончивших 12-летнюю школу или техникум, 11-летки будут учиться не менее 4 лет. Фурсенко пояснил, что 3 года по программе бакалавриата смогут учиться уже получившие образование в техникуме, или прошедшие 12-летние школы. Для выпускников обычных 11-летних школ учеба на бакалавра не может быть менее 4 лет, подчеркнул он.

В свою очередь премьер-министр РФ Михаил Фрадков отметил, что всем выпускникам, а также желающим получить высшее образование, должно быть понятно, что "бакалавриат - это не ПТУ", передает РИА "Новости".

По мнению Фрадкова, человек, который задается вопросом о своем будущем и хочет быть успешным, должен понимать разницу между бакалавриатом и техникумом. Он подчеркнул, что правительство не намерено "разрушать научную и методическую базу" высших учебных заведений.

Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев в свою очередь заявил, что престижность вуза будет определяться не тем, есть ли там система бакалавр-магистр или бакалавр-специалитет, а "знаниями, которые там даются" и брендом университета.

Второй шаг министерства образования - сокращение вузовских специальностей

Ранее замминистра образования и науки Андрей Свинаренко заявил, что после перехода вузов на двухуровневое обучение число вузовских специальностей сократят с 670 до 40-50.

Введение двухуровневого обучения коснется, прежде всего, гуманитарных специальностей. Однако, по мнению ректоров гуманитарных вузов, урезание номенклатуры бакалавриата будет означать, что хорошее высшее образование в стране можно будет получить только за деньги.

Сокращение вузовских специальностей - второй шаг министерства образования. Сокращение не коснется лишь медицинских и инженерных специальностей, поскольку техническим и медицинским вузам сохранят непрерывную пятилетку. Как рассказал замминистра Андрей Свинаренко, сокращение числа специальностей для каждой ступени будет своим - в бакалавриате их будет 50, а в магистратуре - около 200.

Идея такого сокращения объясняется просто: студент-бакалавр получает общую, широкую специальность, которую можно будет углубить в магистратуре, а сокращать специальности собираются в основном путем поглощения. Например, не будет больше ни "менеджеров в спорте", ни "экономистов коневодства". Бакалавры получат общий диплом экономиста, без специализации.

Свинаренко заверил в том, что 50 специальностей в бакалавриате полностью покрывают потребности российской экономики. В современной номенклатуре учебных направлений, считают в министерстве, много избыточных и дублирующих друг друга. Укрупнением направлений займется совет по стандартам при Министерстве образования и науки, в ведомстве обещают, что к составлению перечня привлекут работодателей.

Опыт сокращений у ведомства уже есть. Ранее, планируя уменьшить число диссертационных советов, в министерстве разработали урезанный перечень направлений для защиты кандидатских и докторских диссертаций. К удивлению ученых Российской академии наук, в этом списке сельское хозяйство было объединено с биологией и науками о Земле, а культурология - с искусствоведением и архитектурой. Несмотря на то, что в министерстве документ назвали черновиком, ученые все же обвинили чиновников в формальном подходе к науке.

Бакалавриат с урезанным списком специальностей наводнит рынок дилетантами

Вузовское сообщество опасается, что сращиванием специальностей Минобрнауки займется вслепую. Например, избранный ректор РГГУ Валерий Минаев не очень понимает, как можно объединить исконные для классических университетов гуманитарные направления. "Я надеюсь, что юриспруденцию не станут смешивать с менеджментом и управлением. Но куда денут, к примеру, документоведение? С чем его собираются скрестить?"

Первый проректор Московского института экономики и статистики Александр Хорошилов считает, что в самой идее сращивания ничего плохого нет, но в результате перехода на "бакалавриат широкого профиля" у выпускников могут возникнуть проблемы с трудоустройством.

"У нас действительно много невостребованных специальностей. В России принято иметь высшее образование, и абитуриенты поступают куда угодно, лишь бы получить вузовский диплом. Но проблема в том, что сегодня в отделах кадров большинства компаний пугаются слова "бакалавр". Кадровики просто не знают, кто они такие, и не рассматривают их резюме", - объяснил Хорошилов.

Валерий Минаев предполагает, что последствия министерского начинания будут более серьезны: "Это уже не модернизация, а настоящая реформа высшей школы. Мы все дальше уходим от системы образования, сложившейся десятилетиями". Бакалавриат с урезанным списком специальностей наводнит рынок дилетантами: в стране будет все больше людей, знающих обо всем понемногу, считает ректор РГГУ.

Кроме того, по планам министерства большинство российских студентов смогут претендовать лишь на бакалавриат, а магистратура будет местом для избранных - она появится не во всех вузах, а поступить в нее можно будет лишь отличникам или на платной основе. Так что в сокращении специальностей Минобрнауки заинтересовано и материально. По мнению ректоров гуманитарных вузов, "бакалавры-недоучки" обречены на повышение квалификации в магистратуре.

"А учитывая, что магистратура грозит стать коммерческой, это путь к сокращению бесплатного обучения в стране. Государство просто снижает свои расходы на образование", - считает Минаев

http://www.newsru.com/russia/09mar2007/bak.html

_______________________

И вот некоторая реакция:

NEWSru.com :: В России Понедельник, 12 марта 2007 г. 13:39

Большинство российских вузов выступает против реформы высшего образования

Большинство российских вузов настроено против внедрения новой двухуровневой системы обучения: бакалавриата и магистратуры. Преподаватели удивляются, почему образцом для подражания выбран именно опыт Западной Европы, и недоумевают, чем же российские власти не устраивает сложившаяся система, пишут "Новые известия".

Законопроект "Об образовании", который, как надеется правительство, вступит в силу уже с нового учебного года, превратит бакалавриат и магистратуру из составляющих учебного процесса в две самостоятельные ступени высшего образования. Студент теперь сможет похвастать не одним дипломом, как было раньше, а двумя. Правда, специалистами будут считаться только обладатели "корочки" магистра. В нее, кстати, придется поступать заново - на конкурсной основе, тогда как в бакалавриат абитуриентов будут принимать по результатам единого госэкзамена (ЕГЭ), отмечает Газета GZT.ru.

При этом в некоторых вузах сохранится привычная еще с советских времен форма высшего образования – подготовка дипломированных специалистов. Такое исключение будет сделано для студентов творческих, медицинских и некоторых военных вузов.

Болонский процесс и реформа образования не первый год вызывают ожесточенные споры в среде преподавателей, специалистов и чиновников. По мнению чиновников, потребность в переходе на двухуровневую систему образования назрела давно. Как заявил министр образования Андрей Фурсенко, "сейчас лишь 15-20% российских вузов готовят выпускников, востребованных на современном рынке труда. Переход же высшего образования на двухуровневую систему должен будет эту проблему решить".

Сторонники реформы заявляют: единые европейские стандарты позволят студентам расширить свои возможности. Бакалавр, выученный на российских просторах, при наличии должных способностей сможет продолжить образование, скажем, в Сорбонне.

Кроме того, реформа разрешит вечную дилемму: учиться или работать, считают сторонники новой системы. "Студенты смогут выбрать, куда податься после окончания учебы – посвятить себя работе с дипломом бакалавра или поступать в магистратуру, – рассказал научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – При этом они экономят время, если вдруг понимают, что учатся "не на того": все-таки есть разница - три года потрачено или пять".

Однако эксперты утверждают: почти 80% российских вузов настроено против внедрения европейской системы образования. Многие преподаватели удивляются, почему образцом для подражания выбран именно опыт Западной Европы. "В тех же США или Китае учат совершенно по-другому, - рассказал доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. - И качество образования там ничуть не хуже. Совершенно непонятно, чем же российские власти не устраивает наша сложившаяся система".

Основные нарекания экспертов вызывает невозможность подготовить грамотного специалиста за столь короткий период. "Для археологии и для истории в целом такая система смерти подобна, – пояснил заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ Валентин Янин. – Студент обязан освоить методику полевой работы, ознакомиться с историографией проблемы, а это даже за пять лет сделать нелегко. Нам же просто предлагается выпускать недоучек".

Против введения системы двухуровневого образования в чистом виде не раз высказывался и ректор МГУ Виктор Садовничий. "Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, – пояснила пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева. – Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Схему бакалавриат – магистратура будет крайне трудно реализовать на российской почве. На бакалавра учатся 3-4 года. В России же найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов".

Сжатые сроки, в которые университеты должны перепрофилироваться, по мнению экспертов, приведут только к халтуре. "Скорее всего, многие учебные заведения просто разделят уже имеющиеся дисциплины на две части, – рассказал НИ Евгений Бунимович. - Первую будут проходить в так называемом бакалавриате, а вторую – в так называемой магистратуре. Ни о каком действительно реформированном обучении, естественно, не будет и речи".

Реформа высшей школы - всего лишь дань моде, считают некоторые эксперты. Она не превратит отечественных студентов в европейских и не сможет конкурировать на Западе. "К зарубежной системе образования мы не приблизимся ни на шаг, да и за границей наших студентов никто не будет привечать, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Начать с того, что у нас не согласованы образовательные стандарты с европейцами, и даже нет единых учебных курсов. За границей котироваться такие студенты, безусловно, не будут. Поэтому громкие слова об их мобильности – это всего лишь розовые мечты чиновников".

Как отмечает "Газета", успокаивает лишь то, что нововведения никак не коснутся тех, кто успел поступить в вуз хотя бы в прошлом году, - они будут доучиваться по той системе, по которой поступили. А вот вопрос с отсрочками от армии пока открыт - в Минобрнауки не готовы обсуждать эту тему, ссылаясь на то, что "высшее образование - это не способ откосить от армии".

Проректор Ростовского госуниверситета Наталья Изотова говорит, что в ее вузе эксперимент по введению двухуровневой системы ведется с 1992 года, но "рынок на бакалавров реагирует не очень хорошо - лучше трудоустраиваются специалисты". Уровень образования выпускников резко снизится, ведь бакалавр - это недоученный специалист, расстроен проректор Института культуры Виктор Чижиков. По его мнению, вузы должны сами решать, переходить ли на двухуровневую систему, пишут "Ведомости". С ним согласен ректор Института международного права и экономики им. Грибоедова Павел Пилипенко, полагая, что реформа затеяна из желания сэкономить средства бюджета.

Однако ректор института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский уверен, что вузы сопротивляются переменам потому, что ломается структура безответственности, в которой они существовали, не имея никакого взаимодействия с рынком труда. А бизнесменам все равно, как выпускник будет называться и сколько лет проучится в вузе: главное - чтобы он обладал знаниями.

http://www.newsru.com/russia/12mar2007/reform.html

_______________

Всё это внешне похоже на замену обёртки, но не содержания. Посмотрим...

0

4

Вот такой некоторое время назад у меня получился текст по поводу проблем современного юридического образования. Что Вы думаете по этому поводу?

_______________________________________________________

В настоящее время можно констатировать, что цель качественной подготовки юристов-профессионалов не реализуется в полной мере. Зачастую выпускники юридических вузов, получившие диплом о высшем юридическом образовании, оказываются в силу некомпетентности не готовыми к удовлетворению потребностей работодателей, граждан, общества и государства, не готовы к реализации своих функций.

Текущее состояние высшего юридического образования вызвано рядом взаимосвязанных проблем.

Одной из основных проблем является отсутствие требований к содержанию и качеству высшего юридического образования. До сих пор остаётся неясным, какими знаниями, компетенциями и качествами должен обладать выпускник юридического вуза. Нет единства мнений в отношений того, должен ли выпускник быть узким специалистом в какой-то области (например, нотариат), либо это должен быть юрист, обладающий универсальными базовыми знаниями, компетенциями и качествами, позволяющими ему выполнять свои функции в различных юридических сферах деятельности. Действующие государственные стандарты не дают в полной мере ответ на этот вопрос. Это в свою очередь делает невозможным определение соответствия выпускников определённым требованиям. Складывается парадоксальная ситуация, в которой юридическое образование оказывается не ориентированным на студента – заказчика образовательных услуг. Это же не позволяет положительно ответить на вопрос, является ли существующая программа подготовки юристов, качественной. Проблема усугубляется отсутствием единого мнения по вопросу, кто должен формулировать образовательный заказ. Только ли это должны быть работодатели или к этому процессу должны быть привлечены представители общественности, научного сообщества, профессорско-преподавательского состава?

Отсутствие минимальных требований, которым должен соответствовать выпускник, а также жёсткие государственные стандарты, не позволяют разработать и внедрить новые содержание и методику юридического образования, что в свою очередь не позволяет эффективно организовать учебный процесс, определить, каким требованиям должны соответствовать преподаватели, каким должно быть ресурсное обеспечение образования, система организации и управления юридическим образованием.

Традиционное юридическое образование не направлено на формирование у студентов компетенций, необходимых юристу. Они специально не обучаются правовому анализу, логическому и критическому мышлению, устной и письменной аргументации, выработке правовых позиций и стратегий их реализации, составлению юридических документов, нормотворчеству, правореализации и правоприменению, навыкам защиты и представительства в судах и государственных органах, ведению переговоров и разрешению конфликтов, навыку юридического мышления и т.д. Отсутствуют соответствующие условия для освоения студентами алгоритмов, схем и механизмов юридической деятельности. В лучшем случае студенты наизусть могут воспроизвести содержание нормы закона или теоретические взгляды на правовую проблему. Однако они не умеют применять эти знания в реальных юридических ситуациях. В какой-то мере эти проблемы решаются посредством использования клинических и иных активных форм обучения. Однако этого в настоящее время недостаточно.

Не решает, а скорей усугубляет эту проблему система прохождения студентами производственной практики, которая, казалось бы, и должна быть направлена на формирование и развитие у студентов практических навыков. В большинстве случаев в ходе прохождения производственной практики студенты занимаются технической работой. В лучшем случае студенты в качестве помощников допускаются к работе с делами, решению юридических вопросов, составлению документов и т.д. Однако этот процесс, как правило, не обеспечен наставничеством куратора практики, в задачи которого должно входить создание условий для приобретения студентом определённых знаний, компетенций и качеств. Защита практики зачастую сводится к написанию формального отчёта и предоставлению руководителю практики юридических документов, не всегда составленных самим студентом.

Система прохождения производственной практики недостаточно эффективна и в связи с тем, что реальная практическая юридическая действительность не избавлена от разного рода пороков и недостатков. Попадая в неё, студент впитывает эти недостатки под влиянием не владеющих педагогическими навыками юристов-практиков, нередко убеждающих его в том, что юридическая теория и юридическая практика несовместимы. В связи с этим, у студента формируется неправильное отношение к общечеловеческим ценностям, праву, морали, юридической этике и т.д., ему прививаются неправильные механизмы и инструменты юридической работы, что не только снижает его мотивацию к дальнейшему процессу обучения, но и создаёт условия для формирования «социально-опасного юриста», что не может быть допустимым в современном обществе.

В настоящее время среди студенчества и преподавательского состава всё популярнее становится точка зрения, в соответствии с которой юридическое образование является излишне теоретизированным. С этим вряд ли можно согласиться, так как преуменьшать роль теоретической подготовки студентов нельзя. Однако не всегда можно говорить и о надлежащем теоретическом обучении. Нередко теоретическое обучение сводится к чтению лекций, на которых студенты механически записывают информацию, содержащуюся в учебниках и иных источниках, заучиванию параграфов учебных пособий и содержания нормативно-правовых актов, а затем к их воспроизведению на семинарских занятиях, зачётах и экзаменах. Небольшая часть практических занятий в форме семинаров зачастую сводится к поиску и применению нужных норм кодексов к гипотетическим ситуациям («казусам»). Роль преподавателя при этом сводится к оценке правильности или неправильности ответа, иногда к разъяснению ошибок. При этом далеко не каждый преподаватель старается использовать иные образовательные методы. В связи с этим, студенты не только не овладевают необходимыми навыками, но и зачастую через достаточно небольшой промежуток времени после экзамена не могут воспроизвести «выученное».

Это связано не только с отсутствием чётко сформулированных образовательных целей и задач, новых разработанных методик по их решению, современных критериев и механизмов оценивания,  но и нежеланию некоторых преподавателей дополнять формы обучения, которые принято называть «традиционными», иными формами. Те же преподаватели, которые готовы это делать, нуждаются в соответствующей подготовке и повышении квалификации.

Нельзя назвать правильным формирование учебного плана без опоры на планируемые учебные результаты. Распространённой является практика наполнения учебного плана дисциплинами не в зависимости от того, чему необходимо научить студентов, а в зависимости от возможностей вуза и конкретных преподавателей. Это также приводит к тому, что теоретические и практические дисциплины не находятся в системной взаимосвязи и зависимости. Вряд ли можно назвать правильным искусственное разделение дисциплин в соответствии с делением права на отрасли по той простой причине, что в реальной юридической действительности, например, правовая консультация никогда не может быть основана только лишь на нормах одной отрасли права. Это не всегда свидетельствует о необходимости объединения кафедр, но прямо говорит о необходимости разработки и внедрения в учебный процесс междисциплинарных курсов и дисциплин.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности юриспруденция, юрист должен не только владеть определёнными знаниями и навыками, но и приобрести определённые нравственные качества и ценности. Следует отметить, что эта задача является важной не только в силу её закрепления в государственном стандарте, но и в силу реальной потребности общества и государства в юристах, в своей деятельности опирающихся на принципы права и нравственности, обладающих высоким уровнем правосознания и правовой культуры. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что эта задача не реализуется в полной мере, так как существующие условия не направлены на воспитание у юристов указанных ценностей и качеств. В какой-то мере эти качества воспитываются при изучении теории права и прав человека, истории политических и правовых учений, философии и аксиологии права, при обучении студентов в юридической клинике и занятии правозащитной деятельностью. Однако в настоящее время этого недостаточно, что требует соответствующей доработки учебной программы.

Существующая система форм контроля процесса обучения студентов является несовершенной. В лучшем случае на зачётах и экзаменах, в том числе, государственных (выпускных) проверяется теоретическая подготовка выпускника. Практические навыки не проверяются никак. Порочной является распространенная практика использования тестов.

На эффективность образования непосредственно влияет и отношение студентов к процессу обучения. Недостаточно эффективной является система отбора студентов. Те студенты, которые поступают на первый курс, зачастую мотивированы не на получение высшего юридического образования, а на сдачу зачётов, экзаменов и последующее получение диплома. Многие из них не понимают важность преподаваемых теоретических дисциплин, таких как, например, философия, социология, политология, история политических и правовых учений, теория государства и права и др. Они не готовы к самостоятельной работе. Ими не осваивается образовательное пространство. В свою очередь преподаватели не всегда создают условия для мотивации студентов, демонстрации важности и взаимосвязи преподаваемых дисциплин, а зачастую и не обладают соответствующими навыками. Те же студенты, которые сформулировали для себя образовательные цели и задачи, не всегда имеют доступ к информационным и иным образовательным ресурсам. Всё это говорит о необходимости разработки и внедрении соответствующих программ, в том числе, и для абитуриентов.

Недостаточно эффективна система включения студентов в научную деятельность. Отсутствуют соответствующие институты. Как правило, курсовые и дипломные работы выполняются в форме рефератов с элементами самостоятельных исследований. Зачастую, эти работы малосодержательны и малоэффективны, хотя, будучи выполненной, она соответствует формальным критериям и оценивается положительно, что не может быть признано приемлемым.

Вышеуказанные проблемы тесно связаны с недостаточной эффективностью деятельности преподавателей. Это, в свою очередь, зачастую вызвано перегруженностью преподавателей и неправильным соотношением количества преподавателей и количества студентов. Уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава остаётся низким, а профессия преподавателя и научная деятельность непрестижной. Отсутствует эффективная система привлечения к преподавательской и научной деятельности молодых преподавателей, система их поддержки, обучения навыкам преподавания. 

Размер затрат, связанных с обучением в аспирантуре и защитой кандидатских диссертаций, делает недоступным поступление в аспирантуру для большинства выпускников, стремящихся к продолжению научной деятельности. Те же студенты, которые поступают в аспирантуру, иногда руководствуются не стремлением заниматься научной и преподавательской деятельностью, а получением отсрочки от призыва на военную службу или сопутствующей возможностью более эффективного трудоустройства вне вуза, что не может считаться приемлемым в рамках развития образования и науки.

Недостаточно эффективна научная деятельность. Отсутствует или недостаточно эффективна программа её развития.

Порочной является зависимость объёма финансирования от количества обучающихся студентов, в том числе, на платной основе, а также дифференциация требований к студентам в зависимости от того, на бюджетной или платной основе они учатся. Такая зависимость делает невозможным повышение качества образования в связи с сокращением финансирования в случае отчисления студентов, не прошедших обязательные промежуточные формы контроля. Фактически при таких условиях преподаватели бывают вынуждены ставить положительные оценки студентам, их незаслуживающим. Это в свою очередь формирует у студентов неправильную мотивацию к обучению, отвлекает ресурсы преподавателей, существенно снижает возможности для получения образования успешными студентами. Также можно констатировать недостаток преподавателей.

Отсутствует система взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на, например, деятельность по подготовке законопроектов, их правовой экспертизе, правовой экспертизе судебной практики, анализу правовых проблем и разработке путей их решения и т.д., в которой бы участвовали и студенты.

Отсутствует эффективная система финансирования процесса образования со стороны работодателей, обслуживать интересы которых в большинстве случаев и призваны выпускники.

Не достаточно эффективна система оказания иных помимо образовательных платных услуг, таких как, например, правовое консультирование, дача правовых заключений, разработка практических руководств для юристов определённых сфер, проведение правовых исследований, повышение квалификации практических работников и т.д.

_________________

P.S. Этот текст также размещён здесь http://www.clef.ru/forum/viewtopic.php?p=503#503
Возможно, что самостоятельное обсуждение возникнет и там.

Отредактировано Илья Шевченко (2007-04-07 10:13:58)

0

5

Согласен с текстом наверно процентов на 99% :) За что зацепился взгляд при чтении:
1) про практику: "ему прививаются неправильные механизмы и инструменты юридической работы, что не только снижает его мотивацию к дальнейшему процессу обучения, но и создаёт условия для формирования «социально-опасного юриста»".

В целом согласен, что студент на производственной практике сталкивается с сильным контрастом теории и реальной юридической работы и зачастую то новое, что он почерпнул, есть не очень позитивное. Однако утверждать, что прививаются неправильные механизмы и инструменты работы... Как-то слишком уж категорично это в отношении практиков на мой взгляд :) Тем более мы еще даже для себя не определились, что есть правильно, чтобы говорить, что студентов на производственной практике учат не тому. В конце концов, то, чему они там учатся и есть повседневная работа юриста в том виде, в каком она у нас сейчас представлена.

2)"Порочной является распространенная практика использования тестов."
Я не считаю практику использования тестов порочной. Вообще мы это где-то уже обсуждали и я свое мнение высказал. Это всего лишь один из инструментов, чья эффективность проявляется в довольно узком секторе контроля знаний и навыков. Порочной, на мой взгляд, является абсолютизация тестов, как основной формы контроля, особенно если они плохо подготовлены.

В остальном готов подписаться под каждой строчкой.
Написано беспощадно, но все же без чернухи.
Мне кажется, что следующим шагом стоит выложить предложеня, а что же нам в этой ситуации делать!? Можно буквально идти по той же структуре от блока к блоку. Если не попытаться сформулировать эти предложения, то все будет выглядеть как-то безнадежно...

Еще хотел озвучить одну мысль, которая недавно пришла в голову, которая в принципе имеет взаимосвязь с темой. Вопрос такой: почему юр.институт не выступает в роли общегородской или даже краевой площадки обсуждения юридических проблем между академической средой и практиками в различных областях? То, что у нас как праило называется начно-практическими конференциями, как  правило к практике отношения имеет очень немного. Большая часть проблематики интересна в большей степени с научной точки зрения, в то втермя как практики вообще не видят для себя необходимости обсуждать это ввиду практической бесполезности. Мне кажется, что давно пора интегрировать эти два сообщества, находить общий язык и тогда из этого может получиться что-то такое, что мы ищем.
Я считаю, что в научно-практической конференции обязательно должны принимать участие судьи, прокуроры, адвокаты, сотрудники различных гос.органов, опытные юристы из юридических агентств. Именно тогда произойдет  ценный обмен мыслями и идеями. Университет получит сведения о самых актуальных проблемах и сможет у себя в "лобораторных условиях" обработать этот материал и возможно выработать какие-то рекомендации как правоприменителям, так и законодателям.
Я бы хотел увидеть такую конференцию в стенах нашего университета.

0

6

Я кстати сразу хочу оговорится, что не пишу здесь исключительно о юрфаке СибФУ. Здесь мои мысли по поводу современного состояния юридического образования в России. О тех проблемах, которые в той или иной степени присущи всем юридическим вузам.

В целом согласен, что студент на производственной практике сталкивается с сильным контрастом теории и реальной юридической работы и зачастую то новое, что он почерпнул, есть не очень позитивное. Однако утверждать, что прививаются неправильные механизмы и инструменты работы... Как-то слишком уж категорично это в отношении практиков на мой взгляд  Тем более мы еще даже для себя не определились, что есть правильно, чтобы говорить, что студентов на производственной практике учат не тому. В конце концов, то, чему они там учатся и есть повседневная работа юриста в том виде, в каком она у нас сейчас представлена.

Тут сразу оговорюсь, что я в таких случаях не высказываюсь абсолютно. Поэтому конечно же я не имею в виду, что вся практика порочна. Практика практике рознь. Также как и практик практику. Поэтому я выделяю проблемы в целом, имея в виду, что есть и исключения.

Что касается "учат не тому". Меня в своё время учили так: "Если к Вам как к следователю поступило дело, то первое, что Вы должны сделать, - это проверить, нет ли оснований для того, чтобы его закрыть. Иначе Вы столько дел наберёте....". Или "У следователей при опознании по фотографиям есть специальные следственные хитрости. Если человек, который опознаёт, вдруг путается и не может узнать, то пальцем необходимо ему намекнуть, на какую фотографию указать". В регистрационной палате девочка на приёме документов с пеной у рта доказывала мне, что практика их учреждения не позволяет принимать две расписки в качестве доказательств факта передачи денег покупателем продавцу. А после она доказывала мне, что расписка в получении денег должна находиться не у покупателя, а у продавца. А мой знакомый на практике на полном серьёзе учился тому, как бить, чтобы не оставалось следов. Слава богу он не принял эту систему. Я в принципе вот про что. Я вот про какую практику. И ведь этому учат.
Пусть мы пока не решили, чему точно учить, но мне кажется, что на этих примерах точно можно сделать вывод о том, чему учить нельзя. И я не хочу, чтобы этот бред стал их повседневной работой.

2)"Порочной является распространенная практика использования тестов."
Я не считаю практику использования тестов порочной. Вообще мы это где-то уже обсуждали и я свое мнение высказал. Это всего лишь один из инструментов, чья эффективность проявляется в довольно узком секторе контроля знаний и навыков. Порочной, на мой взгляд, является абсолютизация тестов, как основной формы контроля, особенно если они плохо подготовлены.

Про тесты мы говорили. Тесты тестам рознь. Опять же указал в общем.Если тест как форма контроля разработан специалистами и он действительно в каком-то случае эффективен, то ради бога. Только вот пока я таких тестов не видел.

Мне кажется, что следующим шагом стоит выложить предложеня, а что же нам в этой ситуации делать!? Можно буквально идти по той же структуре от блока к блоку. Если не попытаться сформулировать эти предложения, то все будет выглядеть как-то безнадежно...

У меня есть и этот текст. Но я пока не стал его выкладывать. Конечно, там тоже всё описано "в общем". Конечно, я не знаю, что сказать, если мне предложат разработать план деятельности на два месяца. Что делать конкретно... я не уверен, что знаю.
Я чуть позже выложу и этот текст. Подумаю только, как и когда это лучше сделать.

Еще хотел озвучить одну мысль, которая недавно пришла в голову, которая в принципе имеет взаимосвязь с темой. Вопрос такой: почему юр.институт не выступает в роли общегородской или даже краевой площадки обсуждения юридических проблем между академической средой и практиками в различных областях? То, что у нас как праило называется начно-практическими конференциями, как правило к практике отношения имеет очень немного. Большая часть проблематики интересна в большей степени с научной точки зрения, в то втермя как практики вообще не видят для себя необходимости обсуждать это ввиду практической бесполезности. Мне кажется, что давно пора интегрировать эти два сообщества, находить общий язык и тогда из этого может получиться что-то такое, что мы ищем.
Я считаю, что в научно-практической конференции обязательно должны принимать участие судьи, прокуроры, адвокаты, сотрудники различных гос.органов, опытные юристы из юридических агентств. Именно тогда произойдет ценный обмен мыслями и идеями. Университет получит сведения о самых актуальных проблемах и сможет у себя в "лобораторных условиях" обработать этот материал и возможно выработать какие-то рекомендации как правоприменителям, так и законодателям.
Я бы хотел увидеть такую конференцию в стенах нашего университета.

Это хорошая идея. Вопрос в её реализации. Зачастую подобные мероприятия проводятся ради себя самих для галочки. Посмотрите Ваше обсуждение по конференции по коррупции.

0

7

Думаю, у многих, кто по каким-либо причинам   задумывается о состоянии и проблемах юридического образования есть идеи, планы того, что можно было бы со всеми этими проблемами делать.  Но , скорее всего, эти планы «долгосрочные», а не  на «два месяца». Можно надеяться, что  когда-нибудь  участники этого и подобных форумов смогут влиять на образовательную политику не «снизу», а «сверху».  Но что же  делать уже завтра (23 апреля) простому молодому  преподавателю ( к которому так много претензий здесь предъявляется и  который, кстати, тоже видит эти проблемы и ищет альтернативные, не скучные, но содержательные и действительно полезные формы работы на  университетских занятиях), придя на семинар к 30 студентам, не все из которых к 2-3-4 курсу знают самые базовые понятия юриспруденции, которые воспитывались и учились в очень разных семьях и школах, которые  обладают очень разными интеллектуальными способностями  и т. д. и т. п.    Интерактивные методы? Казусы? Это когда, одним нужно объяснять, что мировые суды и районные суды – не одно и тоже, а другие уже   имеют опыт работы по реальным делам в судах!

У меня для себя (простого молодого преподавателя) есть ответ на этот вопрос, но хотелось бы узнать и ваше, уважаемые участники форума, мнение.

0

8

Vita, первое, с чего нужно начать, это задуматься, а зачем завтра этот семинар вообще нужен. От ответа будет зависет то, какие методы применять, казусы, дискуссии, доклады или что-то ещё. А может вообще окажется, что это занятие завтра не нужно.

У меня для себя (простого молодого преподавателя) есть ответ на этот вопрос, но хотелось бы узнать и ваше, уважаемые участники форума, мнение.

А можно как-то вопрос конкретизировать?
Мне, если честно, пока не совсем ясно, по поводу чего нужно дать ответ.

0

9

Прежде всего, привет новому участнику (или все же участнице?) форума! :)

придя на семинар к 30 студентам, не все из которых к 2-3-4 курсу знают самые базовые понятия юриспруденции

Гнать в шею таких студентов, которые к 3-4 курсу не знают базовых понятий. Валить на экзаменах и зачётах, пока не поумнеют (предварительно сообщив им об этом на семинаре 23 апреля)   :)

Отредактировано Alexei (2007-04-22 21:52:52)

0

10

А может вообще окажется, что это занятие завтра не нужно.

Хорошее решение. Главное -простое. Вы это серьёзно?

А можно как-то вопрос конкретизировать?
Мне, если честно, пока не совсем ясно, по поводу чего нужно дать ответ.

Вопрос: Вопрос: Но что же делать уже завтра (23 апреля) простому молодому преподавателю ( к которому так много претензий здесь предъявляется и который, кстати, тоже видит эти проблемы и ищет альтернативные, не скучные, но содержательные и действительно полезные формы работы на университетских занятиях), придя на семинар к 30 студентам, не все из которых к 2-3-4 курсу знают самые базовые понятия юриспруденции, которые воспитывались и учились в очень разных семьях и школах, которые обладают очень разными интеллектуальными способностями и т. д. и т. п.
Суть вопроса в том, что выделено жирным шрифтом.

То есть, во-первых, планы на годы вперёд каждый гаразд строить, но работаем-то мы сейчас и со студентами, котроые приходят уже со сложившимся мировоззрением, с разным уровнем т. н. "общего развития" и некоторые из них на самом деле просто не умеют самостоятельно, осознанно работать, прежде всего, над собой, не могут заставить себя читать; во-вторых, "гнать в шею" , как Вы Alexei, понимаете (если знакомы с особенностями учебного процесса в современных вузах) не получится (точнее, не позволят); в третьих, уровень подготовленности, развития, мотивированности студентов даже в одной группе очень разный, а преподаватель на всех один, и "поставить" "цель занятия" для всех и, в то же время, для каждого и выбрать один, подходящий для каждого конкретного студента метод очень сложно.

первое, с чего нужно начать, это задуматься, а зачем завтра этот семинар вообще нужен

Нужен кому? Преподавателю? Студенту? Студенту и преподавателю?

Кажется, на вашем форуме кто-то говорил, что " вуз, преподаватели и всё остальное - есть лишь средства образования студентов. Всё это должно создавать условия достижения учебных результатов.". Нельзя воспитать юриста, "в своей деятельности опирающихся на принципы права и нравственности, обладающих высоким уровнем правосознания и правовой культуры", да и , человека вообще, пока мы будем считать других людей только "средством" , а преподавателя ставить в один ряд с партами, компьютерами, учебниками и со всем остальным. "Неличность" на может воспитать личность!

0

11

во-вторых, "гнать в шею" , как Вы Alexei, понимаете (если знакомы с особенностями учебного процесса в современных вузах) не получится (точнее, не позволят)

Насколько я помню особенности учебного процесса в вузах, отчисление за неуспеваемость ещё никто не отменял.
Если же имеется в виду, то что вам позвонят из деканата с "просьбой" аттестовать студента и вы его аттестуете (даже не попытавшись отправить его пару-тройку раз на пересдачу, благо, у преподавателя имеются инструменты воздействия на обучающихся), то грош вам цена как преподавателю.

Отредактировано Alexei (2007-04-23 07:53:08)

0

12

  Гнать в шею таких студентов, которые к 3-4 курсу не знают базовых понятий. Валить на экзаменах и зачётах, пока не поумнеют (предварительно сообщив им об этом на семинаре 23 апреля) 

Алексей, тут справедливые вопросы возникают, "А почему мы думаем, что должно быть по другому? С чего они будут знать базовые понятия? Когда мы можем сказать, что студент знает базовые понятия? (когда может вопроизвести???)".
Ну а относительно "валить на экзамене"... . Очень сильно я сомневаюсь в том, что это мера действенна, да и вообще допустимая.
Во-первых, даже если зазубрят и сдадут экзамен, знаний в голове не прибавится. Мы говорили, что это не знания;
во-вторых, сессия - это в большей мере инструмент проверки знаний, а не средство их получения;
в-третьих, если студент не может дать ответ на вопрос, то это не то, что называют "препод завалил", а то, что нужно называть "студент завалился".
В-четвёртых, вообще считаю неприемлемым "валить студентов". Этак мы вообще далеко уйти можем.
Ну а в пятых, почему мы всё время пытаемся найти причины неуспеваемости студентов в самих студентах? Разве правило "нет плохих учеников...." уже не действует?
В общем не всё тут так просто, как кажется.

QUOTE 
А может вообще окажется, что это занятие завтра не нужно. 

Хорошее решение. Главное -простое. Вы это серьёзно?

Вы зря думаете, что это простое решение. Это один из самых важных и сложных вопросов вообще во всей системе образования. То, что занятие стоит в учебном плане, ещё не говорит о том, что оно нужно. И наоборот, если каких-о дисциплин нет в учебном плане, это ещё не говорит о том, что они не нужны. Здесь необходимо отталкиваться от образовательных результатов, от вопроса "А чему Вы хотите научить студентов данной конкретной группы (или конкретных студентов данной группы) на данном конкретном занятии?" И при разных ответах на этот вопрос, будут разные ответы на вопрос, что же делать на данном конкретном занятии. И я на полном серьёзе утверждаю, что может получиться так, что это занятие окажется очень даже и не нужным, а Вы на него идёте только лишь потому, что оно стоит в расписании.
Например, в этом учебном году я так и не нашёл для себя ответа на вопрос, зачем нужно столько лекций по дисциплине "Прокурорский надзор", поэтому лекций было всего две - а всё остальное время лекций мы посвятили совсем даже и не лекциям. Я понял, что семинары в классическом виде в рамках той же дисциплины, не нужны и не эффективны, поэтому это были совсем не семинары, и даже не классические практические занятия. Более того, после 4-5 таких "несеминаров" я понял, что и они себя исчерпали как форма и методика, и последние встречи со студентами в большинстве групп можно было и не проводить, так как они были не нужны, бесполезны, а в некоторых случаях даже вредны. Я конечно понимаю, что меня за всё это могут уже 3 раза уволить, но я не хочу проводить лекцию, потому что по расписанию это должна быть именно лекция. Я не хочу сидеть в аудитории от звонка до звонка, только лишь потому, что так положено. Я хочу, чтобы мои занятия были полезными и интересными. Я хочу, чтобы через них студенты научились.
Я вот про что. И я вполне серьёзно. И всё это очень даже не просто.

Нужен кому? Преподавателю? Студенту? Студенту и преподавателю?

Студенту - в первую очередь. Странно, если занятие не нужно студенту. Странно, если занятие не нужно преподавателю. Ещё более странно, если оно объективно не нужно никому. Конечно, занятие должно быть полезно и тем и тем. И конечно, тут нужно разбираться, что такое нужен и почему всё-таки нужен.

Кажется, на вашем форуме кто-то говорил, что " вуз, преподаватели и всё остальное - есть лишь средства образования студентов. Всё это должно создавать условия достижения учебных результатов.". Нельзя воспитать юриста, "в своей деятельности опирающихся на принципы права и нравственности, обладающих высоким уровнем правосознания и правовой культуры", да и , человека вообще, пока мы будем считать других людей только "средством" , а преподавателя ставить в один ряд с партами, компьютерами, учебниками и со всем остальным. "Неличность" на может воспитать личность!

Ну я не говорил, что это только средство. Естественно, что это должна быть образованная культурная личность. Иначе это будет "негодное средство" :)
Сравнивая же преподавателя, пусть грубо, со средством образования я исходил из следующего понимания: "Студент посредством, в том числе преподавателя, может научиться. Преподаватель при этом создаёт условия обучения, сам выступая средством". Конечно, можно начать говорить о том, что он участник, субъект и т.д. Но это, как мне сейчас кажется, создаст ненужный теоретический спор. Я же никого обижать не хотел, а просто попробовал распределить роли.

Вопрос: Вопрос: Но что же делать уже завтра (23 апреля) простому молодому преподавателю ( к которому так много претензий здесь предъявляется и который, кстати, тоже видит эти проблемы и ищет альтернативные, не скучные, но содержательные и действительно полезные формы работы на университетских занятиях), придя на семинар к 30 студентам, не все из которых к 2-3-4 курсу знают самые базовые понятия юриспруденции, которые воспитывались и учились в очень разных семьях и школах, которые обладают очень разными интеллектуальными способностями и т. д. и т. п.
Суть вопроса в том, что выделено жирным шрифтом.

Ну Вы можете со мной не согласиться, но всё же мой ответ остаётся тем же "Задуматься, зачем эти занятия вообще нужны. Решить кого и чему Вы хотите научить. Решить, как Вы это будете делат, а затем, как Вы будете это проверять. Если Вы не понимаете, зачем это всё, это всё может оказаться бессмысленным". Может быть, если Вы конкретизируете хотя бы дисциплину, то можно как-то более конкретно это обсуждать. Потому-что на всё-таки такой общий вопрос нельзя дать конкретный ответ.

То есть, во-первых, планы на годы вперёд каждый гаразд строить, но работаем-то мы сейчас и со студентами, котроые приходят уже со сложившимся мировоззрением, с разным уровнем т. н. "общего развития" и некоторые из них на самом деле просто не умеют самостоятельно, осознанно работать, прежде всего, над собой, не могут заставить себя читать; во-вторых, "гнать в шею" , как Вы Alexei, понимаете (если знакомы с особенностями учебного процесса в современных вузах) не получится (точнее, не позволят); в третьих, уровень подготовленности, развития, мотивированности студентов даже в одной группе очень разный, а преподаватель на всех один, и "поставить" "цель занятия" для всех и, в то же время, для каждого и выбрать один, подходящий для каждого конкретного студента метод очень сложно.

А может попробовать признаться себе, что Вы не для всех студентов работаете?

0

13

А может вообще окажется, что это занятие завтра не нужно.

Нужен кому? Преподавателю? Студенту? Студенту и преподавателю?

Студенту - в первую очередь.

То есть занятие нужно студенту, в первую очередь, но решаете состоится ли оно или нет Вы, исходя из своих каких-то соображений?

0

14

То есть занятие нужно студенту, в первую очередь, но решаете состоится ли оно или нет Вы, исходя из своих каких-то соображений?

Да студенту. Но не я решаю, состоится оно или нет, так как есть утверждённое расписание. Я лишь могу в определённых рамках определять, зачем оно нужно, и в зависимости от этого могу определять его содержание и методику. После апробации я предлагаю деканату проект изменений в учебный план, касающийся моих дисциплин. Собственно, "соображения" к этому и сводятся. Поэтому здесь имеют место не "какие-то соображения", а процесс планирования.

Можно, конечно, рассуждать о том, что раз занятие для студента, то и он должен принимать участие в решении вопроса о том, нужно оно ему или нет. Но уверен, что большинство студентов сейчас не готово решать подобного рода вопросы. И это неудивительно, так как даже многие преподаватели вряд ли смогут объяснить, зачем их занятия нужны. Что ж тогда требовать от студентов.

Раз уж в это русло разговор пошёл, то я прошу понять меня правильно. Я ведь не призываю действовать по принципу "хочу - не хочу, нравится - не нравится". Я призываю задуматься над вопросами, чему мы хотим научить тех, кто к нам пришёл на занятия. Это ключевой вопрос, от ответа на который зависят ответы на все остальные вопросы.

0

15

Например, в этом учебном году я так и не нашёл для себя ответа на вопрос, зачем нужно столько лекций по дисциплине "Прокурорский надзор", поэтому лекций было всего две - а всё остальное время лекций мы посвятили совсем даже и не лекциям. Я понял, что семинары в классическом виде в рамках той же дисциплины, не нужны и не эффективны, поэтому это были совсем не семинары, и даже не классические практические занятия.

Да студенту. Но не я решаю, состоится оно или нет, так как есть утверждённое расписание.

Илья, Вы сами себе противоречите.

После апробации я предлагаю деканату проект изменений в учебный план, касающийся моих дисциплин.

Только позавидовать (по-хорошему) можно, что у вас такой понимающий деканат.

Поэтому здесь имеют место не "какие-то соображения", а процесс планирования.

Более того, после 4-5 таких "несеминаров" я понял, что и они себя исчерпали как форма и методика, и последние встречи со студентами в большинстве групп можно было и не проводить, так как они были не нужны, бесполезны, а в некоторых случаях даже вредны

Что же это за планирование, если в итоге занятия (в любой форме) становятся "ненужными" и  "вредными"?

Я призываю задуматься над вопросами, чему мы хотим научить тех, кто к нам пришёл на занятия. Это ключевой вопрос, от ответа на который зависят ответы на все остальные вопросы.

Да и я о том же ;)

0


Вы здесь » Объединенный форум ОСП КрасГУ » Учеба » Реформирование юридического образования