Объединенный форум ОСП КрасГУ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Объединенный форум ОСП КрасГУ » Учеба » Чему и как нужно учить юристов


Чему и как нужно учить юристов

Сообщений 31 страница 60 из 88

31

QUOTE
Сказанное не означает, что обучение праву нужно принести в жертву другим более практическим вещам. однако возникает закономерный вопрос: может быть, было бы лучше принести в жертву иные предметы, не имеющие к юриспруденции прямого, как, впрочем, и "кривого" тоже, отношения (типа КСЕ, БЖД и тп)?

Ага. В целом я могу объяснить относимость большинства предметов к процессу обучения юристов, имея претензии к содержанию, форме и методикам. В том числе, социология, политология, философия и т.д. Но до сих пор не могу объяснить для себя, зачем со студентами тратить время на «Химические основы жизнедеятельности» и «Биоразнообразие животного мира». Ну не вписывается это в рамки.

ИМХО, назначение этих предметов в курсе юриспруденции задумывалось для обеспечения уровня кругозора коррелиющего с дипломом университета. Чтобы человек с университетским образованием имел представление о взглядах на современное устройство мира, проблемы человечества в различных областях. Запас словарный наконец. Чтобы соответствовать статусу человека с высшим образованием.

Безусловно, реализация такой задумки в то время когда я учился была неудовлетворительна. Что метко подмечено сказанным выше. Для этого необходим сбалансированный но обязательный курс.

И еще - русский язык, стилистика особенно также весьма и весьма нужна. Письменная речь хромает в принципе. Или перегибы в сторону научной литературы. Юрист - он же и мастер слова ко всему. Или я идеализирую?

0

32

Илья, с этим сложно спорить. Однако, не должно ли это реализовываться в общеобразовательной школе? Мы ведь всё-таки о высшем юридическом говорим. Предполагается, что эти базовые знания и навыки уже должны быть в арсенале будущего юриста. Другое дело, когда такие дисциплины адаптируются под юридические образование, то есть когда имеет место целенаправленное развитие навыков и знаний в определённом направлении. Тут да. Но ведь это не реализуется никак.

0

33

Илья, с этим сложно спорить. Однако, не должно ли это реализовываться в общеобразовательной школе?

Должно. именно должно. Но юристам известно, что такое должно, и как это "должно" зачастую выполняется.

Кто-нибудь что-нибудь знает о национальной образовательной концепции? Стратегия взаимодействия всех ступеней образования с остальными институтами общества? А что делать, если у нас нет этого? Я не утверждаю, что нет, но иногда создается такое впечатление.

(вот тут ниже расуждения, прошу не выхватывать отдельные фразы из контекста, и не бейте, если о чем-то уже все сказали выше)

Еще раз перечитываю все что в этом топике. Думаю. по_чему нас учат - по учебникам, в основном. А что есть учебник? Точка зрения, теория. Студент не может найти точек соприкосновения с реалияим. Что выпускник может сказать о договоре поставки? что он синаллагматический, фидуциарный? он будет прав. И это будет уверенно звучать как основа для теоретического исследования, научной разработки. Но на совещании у руководителя организации, юрист которой - щит и меч,  прозвучит неубедительно.

Подумал о физиках. У них есть физики - теоретики, кто разрабатывает все эти захватывающие мысли о нашем мироздании. И экспериментаторы, практики - чьими руками в лабораториях зажигаются искуственные солнца.  готовят их - людей совершенно разных профессий совершенно по разному. Но и все эти люди называются физиками.

Создается впечатление, что наше юридическое образование (которое мы получили) гораздо более подходит для теоретической работы. По крайней мере эту работу можно начать уже сразу после диплома. 

По поводу пройдох и проныр - что они более успешны в жизни,  что не означает, что они более успешны в профессии. Согласен. Но ИМХО - юрист должен быть пронырой и немного пройдохой (в позитивном аспекте). Юрист - это, прежде всего живой ум, надо соображать, не соотносить и шаблонно квалифицировать ситуации - а именно соображать. Анализировать, экстраполировать, спрогнозировать - мгновенно оценить результат и следующий кусочек секунды браться за следующий вариант!!!!! К сожалению убеждаюсь, что не всем людям это дано в принципе - вылезти из глубокой колеи, накатанной доктринами, и оглядеться по сторонам. Мыслить как юрист человек должен. И конечно чувствовать. Зачастую, во время обучения  охота так делать отбивается. 

Учебник нужен. И гораздо проще дочитать какую-нибудь норму, чем теорию. Это восстановить трудно. Но это не панацея. Практикующему юристу нужно знать, куда девать то что в этом учебнике есть.

0

34

Кто-нибудь что-нибудь знает о национальной образовательной концепции? Стратегия взаимодействия всех ступеней образования с остальными институтами общества? А что делать, если у нас нет этого? Я не утверждаю, что нет, но иногда создается такое впечатление.

тот же самый "экономический" источник по этому поводу говорит следующее:
есть страны нормальные (типа США), в которых наука и образование слиты воедино и где в вузах занимаются наукой и одновременно учат студентов в соответствии с последними научными достижениями и на самом современном оборудовании. После этого студенты выходят "во взрослую жизнь" вполне подготовленными специалистами. Ну а есть страна под названием Россия, где образованием занимаются вузы, а наукой - Академия наук. Отсюда образовательные процессы живут своей жизнью, а наука - своей.
Вот тебе и вся концепция.

Нам это, быть может, не столь очевидно, но со слов людей, закончивших технолагу (моих коллег по работе), могу сказать, что оборудования там фактически никакого нет, а преподы учат тому, что было 20 лет назад. В итоге после окончания вуза люди должны сами добирать знания, а с современным оборудованием сталкиваются только на работе. Если им повезёт. Аналогичная ситуация с оборудованием и материалами в КГУ у биохимиков.

Вот и говори после этого, что мы ушли далеко от Гондураса.

Отредактировано Alexei (2006-12-05 10:13:17)

0

35

1. Заучивание законов - ИМХО -бесполезно, здесь я полность согласен с Ильей. Должна быть "Работа с законом" - у нас была полноценная "работа с законом" только в рамках "квалификации преступлений" (до сих пор многое помню!!!

Поддерживаю. Только вчера в одной книжке про правовоую работу наткнулся на цитату из Рене Давида (это который про основные правовые системы современности написал). Дословно не приведу, но смысл такой: заучивать законы - бессмсленно. Через 10 лет это уже не понадобится. Юрист должен понимать, как право отражается в нормах и как они они взаимодействуют между собой.
Продолжая эту мысль приведу другую, высказанную на ЮрКлубе: юрист оперирует словами, как математическими формулами.
Вот тут, на мой взгляд, ключевое отличие юриста от неюриста: один и тот же текст они видт по-разному. Юрист не только вгрызается в сысл каждого слова и каждой фразы, но и охватывает логические связи в тексте целиком.
По моему наблюдению, к стати, очень много "технарей" проявляют большие способности в праве, казалось бы гуманитарной науке. А это именно из-за такой вот "математичности" (к слову, у моего шефа первое образовние - техническое). Мое увлечение информатикой в детстве (жаль программированием не занимался), понимание, что такое алгоритм и программа позволило лучше понять. что есть норма права, закон. Хороший закон - как хорошая программа. Т.е. юристы - это такие программисты, тольпо проги они пишут для реальной жизни :)

2. "Мелодия в преподавании"

Что-то подобное уже встречалось при обсуждении образования. Кто-то, критикуя слабую позицию собеседника, сказал, что юриспруденция - это танец мысли, "а Вы на обе ноги хромаете" :) Так что есть в этом что-то :)

3.1. Не всегда "студент" с кр. дипломом "умнее и сильнее" троечника...

Ну, уже в общем обсуждалось. Тут проблема в том, что у нас в принципе система аттестации не ориентирована на то, что реально нужно в практической деятельности, поэтому ни хорошие, ни плохие оценки в дипломе объективным критерием "качества" выпускника не являются, а дают только общее представление.

Значит, наше общество не ценит успешных Юристов, а ценит Проныр и дельцов

Алексей, я тебе не про то говорю. Я хочу сказать, что мы говорим о том, чему нужно учить юриста. Тут нужно исходить из предназначения юриста как такового, а не с точки зрения необходимого эффекта. Немного неясно выражаюсь... Я хочу сказать, что "решайлы", которые имеют связи и умеют давать взятки совсем могут и не быть юристам. Зачем!? Они решают все неправовыми методами. И то, что они в каких-то ситуациях эффективнее юриста - не означает, что юрист плохой специалист и ни на что не способен. Это означает только, что решение принималось на другом поле и по другим правилам. Вины юриста тут нет. Представь себе шахматную партию между шахматистом и профессиональным боксером! :) Боксер начинает играть в шахматы по правилам, начинает проигрывать, в пылу гнева вырубает соперника коротким в челюсь и ставит "мат" через все фигуры вне зависимости от действительной позиции на доске. Плохой шахматист? Нет - игра развивалась по другим заонам.
Я это говорю к тому, что не стоит циклиться на правовых искажениях. Нужно прежде всего вырабатывать именно те навыки, которые должны быть присущи юристу по природе его профессии. А то, что в реале хороший юрист бывает и не нужен, или по карйней мере не так востребован, то это не проблема юристов, а проблема общества в целом, правоохранительных органов, наконец. Иначе, повтоюсь, мы будем готовить не юристов, а кого-то другого.
Согласись, тебе же самому, как профессионалу, неприятно будет понимать, что судебный процесс у тебя выиграл какой-то придурок, который ничего не понимает в праве, но который вовремя "занес" судье, а все твои правильные аргумены ушли как вода в песок.
Мы все хотим, чтоб право работало, поэтому должны сами стремиться к тому, чтобы сделать его реально работающим. А для этого нужны честные чиновники, честные работники милиции и прокуратуры (которые, к слову, тоже и у нас сначала учатся), которые на своем месте могут внести вклад в то, чтобы работал закон.
В общем, пока есть сил, я буду той лягушкой, которая в кувшине с молоком барахталась и своими усилиями взбила масло и выбралась, а ее отчаявшаяся товарка сдалась и утонула. Сдаться и утонуть мы успеем всегда, но я пока не тороплюсь.

Давать представление о том, что

напортачил что-то с сообщениями. как вы так можете в одном сообщении сразу несколько цитата вставлять?

Нажимешь внизу темы "reply to this topis", выделяешь нужную цитату, копируешь. дешь к окошку для воода сообщения, ставишь курсор куда нужно, мышой жмешь кнопку над окошком "

" - открывается скобка цитирования, вставляешь читату, снова нижимаешь кнопку - скобка закрыта. Дальше пишешь коммент. Процедуру повторить, соль\перец во вкусу :)

Вопрос действительно актуальный и, возможно, требует создания отдельной темы. А именно, вопрос о том, кто есть юрист и какого его предназначение, в том числе, и в обществе.

Вспоминаю какую-то дискуссию о профессионалах.  Говорилось, что врач может приготовить как лекарство, так и яд за деньги, чтобы кого-то отравили. Так вот чтобы он не продавал яд, у него должны быть моральные установки, иначе общество пострадает от такого человека, потому что он обладает знаниями, которые могут быть обращены во вред. Так что постановка вопрос очень правильная. Возможно, что воспитательному аспекту обучения в ВУЗе у нас еще меньше внимания уделяется, чем просто вопросу сообщения знаний.

Кстати, хочу своим студентам скинуть полезные ссылки, в том числе, и на эту тему. Нет возражений? Вопрос, собственно, потому возник, что среди этих студентов не только студенты ОСП. Но большинство из них порядочные и очень даже перспективные

Конечно зови! Будем рады видеть братьев по alma mater! :)

Хотел и другие посты откоментарить, но нужно наступить на горло собственной песне. Напишу как-нибудь позже :)

0

36

я набралась мужества и прочитала все то, что вы тут напостили. мыслей много и очень разных. если выдергивать цитаты и конкретно отвечать на них, то получится крайне сложно. хотелось бы просто тезизсно изложить свои мысли:
- тут много говорилось о сравнении европейского и российского образования: что там у них кругом самостоятельность, а наш студент как барашек, который без пастуха дороги не знает. а ведь дело не в том, что мы не можем быть самостоятельными в силу того, что сложно себя заставить учиться, а в том, что у нас элементарно нет такой привычки. да, наверное, мое утверждение будет банально, но дело опять же в пресловутом советском наследии. НАС НЕ НАУЧИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ! нам всегда говорили, что и где и как  делать, нас не научили мыслить свободно. плюс к этому те, кто в настоящий момент формирует те самые образовательные стандарты и программы, люди совесткого поколения и воспитания. ведь в европе учат этой самой загадочной для нас самостоятельности чуть ли не с детсада. я сейчас живу и учусь в европе (финляндия), и нас, русских, тут часто попрекают нашей советской школой, говоря, что тут все по-другому, что нам надо забыть, что там нам все готовили, в рот клали, за нас жевали, а мы и проглатывали с трудом;
- часто это все обидно слушать. но почему-то из нашей советской школы (в том числе и высшей) выходят умные и образованные люди (по большей части). что далеко не гарантирует европейское образование. как вы думаете, это нормально, когда люди с высшим образованием до сих пор думают, что существует чехословакия, что пруссия - это когда-то была часть россии(т.к. по-английски они примерно звучат одинаково:))), и много других подобных казусов.
- тут много говорилось о несовершенстве нашего образования. да, есть свои минусы, но в мире нет ничего идеального. университет - это вуз, который дает классическое, а не практическое образование.  в нас должны сформировать то самое юридическое мышление. и как мне кажется, в основном это удается. даже тупо готовясь к экзаменам, мы вбираем в себя определенную систему постороения знаний, аргументации и т.п. да, бывают трудности применения на практике, но что поделать?! я думаю, такое существует в любой профессии. и как гласит английская пословица practice makes perfect (примерно так: практика приносит результат, делает совершенным), именно практика, а не образование как таковое. вы хотите в программу обучения объять необъятное! это невозможно! надо быть реалистами! нам дают базовые знания, а потом уже каждый в соотвествии с выбранной стезей, усовершенствует определенную область.  а то, что юристу надо знать и бухучет и финансы...это, уж извините, чужой кусок хлеба...экономический. понятно, если человек хочет стать суперским управленцем, то знать ему это все положено! также можно сказать про многие профессии, что им надо знать юриспруденцию. например, сотрудники таможни. тем не менее, у них в квалификационных требованиях либо юрид. образование, либо экономическое.
спасибо за внимание!:)

0

37

Спасибо за то, что внесла свежую струю в нашу дискуссию. Я согласен с тобой, что в советское время образование было на высоте (особенно в естественных науках), не зря её японцы взяли за основу своего, когда стали после войны отстраивать своё хозяйство.
Как я уже писал ранее, у меня нет кардинальных вопросов к нашему образованию. Кто хочет - тот научится, некоторые мои знакомые одногруппники (например, Оля Кылина), к чьему мнению я прислушиваюсь, солидарны с тобой в том, что у нас неплохое универсальное образование и что недостаток практических знаний можно набрать на практике. Сказанное подтверждает и моя практика в арбитраже.
Также я согласен на 100% и по поводу подготовки к экзаменам - мозги надо тренировать, даже если тебя что-то не устраивает в отдельном предмете, отговорки типа - это всё равно туфта, не могут служить оправданием элементарной лени.
Когда я говорил про "зубрёж" (который не пнул на этом форуме только ленивый :), правда, не уяснив то, что я имел в виду конкретно), то имел в виду в том числе и это.
Вместе с тем, конечно, есть вещи над которыми стоит ещё долго и основательно работать. Причём, как мне кажется, не одному поколению россиян..

0

38

Вот я и вернулся сюда после долгой тишины.... .
Я уже говорил, что распечатал все наши посты и несколько раз перечитал. Мы, конечно, много что обсудили, но всё же есть смысл вернуться к рамкам. Тема заявлена "Чему и как нужно учить юристов". Я пока предлагаю оставить на потом "Как", и вернуться к вопросу "Чему", так как, не поняв "чему", мы никогда не узнаем "как".
Итак, в разных частях были обозначены следующие навыки:

1. Уметь искать и находить информацию.

2. Навык составления структурированных документов (письменного изложения материала).

3. Владение русским языком.

4. Логическое мышление.

5. Навык реферирования текстов.

6. юридическое мышление.

А также говорилось о познании алгоритмов поведения в различные правовых ситуациях. Кажется, ничего не упустил. Если упустил, то поправьте меня.

Я обещал дополнить этот перечень своими соображениями. Сейчас представилась такая возможность, так как в программе развития юр образования я постарался перечислить "полный набор" минимальных требований к выпускнику юрфака по специальности адвокатура (взято как пример для апробации). Предлагаю его на Ваш суд. Принимается любая обоснованная критика, дополнения, уточнения и т.д. и т.п.

Итак, цитирую:

юрист должен владеть:
1. Общими теоретическими знаниями, а именно:
• Понимать сущность основных правовых принципов, явлений, процессов, их системных взаимосвязей и взаимодействий;
• Владеть понятийным аппаратом;
• Владеть основными теоретическими подходами, иметь осознанное отношение к ним;
• Понимать сущность основных правовых проблем;
• Понимать сущность основных социальных проблем;
• Придерживаться определённых теоретических позиций, уметь обосновать выбор своей позиции;

2. Специальными теоретическими знаниями , а именно:
• Об организации и деятельности адвокатуры и адвокатов в Российской Федерации;
• Этических принципах и правилах деятельности адвоката;
• О роли и функциях адвоката в гражданском и уголовном процессах;
• О роли адвоката и адвокатской деятельности в обществе;
• О международных механизмах защиты прав человека.

3. Общими практическими навыками, а именно:
• правового анализа, в том числе, анализа информации, анализа и толкования нормативно-правовых актов, материалов дела;
• правовой квалификации;
• реализации правовых норм;
• применения правовых норм;
• логического мышления;
• критического мышления;
• устной и письменной аргументации;
• составления юридических документов, таких как, договоры, исковые заявления, жалобы и т.д.;
• интервьюирования, как навыка задавания вопросов в обусловленных делом целях, и правового консультирования;
• формулирования и доказывания позиций по делу;
• планирования, в том числе стратегического, по делу;
• публичного выступления;
• ведения переговоров и разрешения конфликтов;
• Владеть основными инструментами и алгоритмами юридической деятельности;

4. Специальными практическими навыками , а именно:
• Работы с клиентами, а именно, навыков интервьюирования клиента (задавания вопросов в целях выяснения фактической стороны проблемы клиента и его интереса) и правового консультирования клиента;
• Анализа информации, законодательства и материалов дела;
• Анализа дела и выработки правовых способов решения проблемы клиента;
• Формулирования позиций по делу, выработки стратегий и тактик работы с делом, в том числе, стратегической защиты прав человека;
• Разработки и составления юридических документов;
• Составления адвокатского досье;
• Осуществления функции защитника по уголовным и представителя стороны по делу по гражданским делам;
• Представления и доказывания позиции в судебных процессах, навык аргументации;
• Исследования доказательств;
• Проведения допросов;
• Выступления с речью в суде.

5. Ему должны быть присущи следующие качества:
• Высокий уровень общей и правовой культуры;
• Высокий уровень правосознания;
• Высокий уровень профессиональной этики юриста;
• Профессиональная и образовательная мобильность;
• Сформированная жизненная позиция и отношение к социальным и правовым проблемам в обществе и государстве;
• Способность выступать в защиту не только частных, но и общественных интересов;

0

39

удалено...

Отредактировано Илья Шевченко (2007-01-25 18:14:31)

0

40

Хорошо......

Давайте попробуем пойти по другому пути.
Ясно, что юрист должен быть способным эффективно выполнять определённые функции. Функции же непосредственно влияют на задачи, которые ставятся перед юристом (что потом отражается в должностной инструкци). Собственно, от функций и вытекающих из них задач и есть смысл отталкиваться, формулируя знания и компетенции, которыми должен владеть выпускник.

Поэтому я сейчас предлагаю отодвинуть в сторону те знания, компетенции и навыки, которые я отразил, а сосредоточится на формулирований перечня функций и задач, которые должен быть споосбным выполнять юрист, работая в той или иной сфере. Думаю, Вам это должно быть знакомо. Представьте, что Вы как работодатель ищете себе юриста. На данном этапе Вы уже понимаете, выполнение каких функций Вы хотите на него возложить и какие задачи он должен уметь эффективно решать. Давайте создадим перечень этих функций и задач. А потом проверим, достаточно ли ему тех знаний и компетенций, которые мы с Вами сформулировали в тот большом списке, чтобы эффективно выполнять эти функции. Возможно мы придём к выводу, что список неполный... или наоборот.

P.S. Я надеюсь никто не в обиде на меня за письмо о преподавателях?

0

41

По компетенциям хочется поучаствовать в обсуждении, но пока нет времени перечитать последние посты вдумчиво, обязуюсь высказаться предметно в ближайшее время :) Квалификационные требования к адвокату в целом понравились, особенно разделение на общие и специальные знания и навыки, систематизирует материал.

По поводу компетенций юриста я вот еще о чем думаю: будет ли список одинаковым для различных юридических профессий. По самым общим прикидкам видится, что нет. Может сотит изначально разделить? Все таки набор предъявляемых требований к налоговому консультанту, следователю прокуратуры, судье и адвокату по семейным делам довольно разные. Мы хотим сейчас получить перечень самых общих, существенных требований к юристу "как к таковому" или как? Начал задумываться о реальности абстрактной фигуры юриста...
Признаюсь, я при обсуждении вопроса всегда держу в голове профессию моего формата: юрист частной юр.фирмы по хозяйственно-экономическим вопросам. А это ведь только один вариант из многих...
Хотя пожалуй стоит подумать сперва об общем.... В общем не собрался еще мыслями по этому поводу... :)

По поводу обсуждения преподавателей. Илья, если не трудно, скинь пожалуйста ссылки (можно через личку) на те страницы, которые ты считаешь сомнительными с этической точки зрения, я бы хотел увидеть сам, что тебя насторожило. Мне казалось, что особенно никто не допускал вольностей. Но принимая во внимание в том числе и наше собственное желание на привлечение на форум студентов, считаю, что открытое обсуждение преподавателей, тем более в сомнительных формах, не есть хорошо. Мы все уже всё таки в ином статусе здесь. Дабы соблюсти общие интересы я попробую изучить функции движка этого форума и найти возможность сделать закрытый раздел, который будет студентам недоступен. Обсуждение преподавателей неизбежно и где-то даже необходимо. Просто отделим от этих разговоров студентов, чтобы не подрывать авторитет преподавательского корпуса. Я думаю мы должны ответствнео относиться к своим словам, именно из соображений ответственности я сижу на форуме под своим собственным именем, а не под ником.
Мнения остальных участников форума по этому вопросу очень приветствуются. Думаю, что стоит завести отдельную тему для этого (вопрос серьезный) , чтобы не засорять эту. Сейчас сделаю, всех желающих высказаться прошу туда.
Вот, в разделе "работа форума и сайта": http://ruhelp.com/board/index.php?mforum=O...m&showtopic=197

Отредактировано Кирилл Сидоренко (2007-01-24 18:32:14)

0

42

Мне нравиться выделение на общие и специальные навыки - и мне кажется, что как раз общие компетенции не дожны зависить от специализации.. Они как раз и должны характеризовать юриста с ВЫСШИМ юридическим образованием.. Но мне всегда чему хочется обсуждать с результатом - а результат должен быть проверяемым.. Поэтому ключевой вопрос остается как проверять достигли ли.. иначе вопрос чему учить становиться пустым звуком или красивыми словами

0

43

По поводу компетенций юриста я вот еще о чем думаю: будет ли список одинаковым для различных юридических профессий. По самым общим прикидкам видится, что нет. Может сотит изначально разделить?

....???? А вот я не знаю. Может да, а может и нет. Лично я сейчас склоняюсь к тому, что общие компетенции не только могут, но и должны быть одинаковыми. Но это, как любит выражаться Катя "У меня есть гипотеза". И её надо проверять.

Все таки набор предъявляемых требований к налоговому консультанту, следователю прокуратуры, судье и адвокату по семейным делам довольно разные.

А вот в чём разность компетенций? Мне вот кажется, что те же самые. И если они будут, как база, полученная в результате процесса высшего образования, адаптироваться юристу к новому виду деятельности труда не составит. Это как тот самый универсальный фундамент, на который можно поставить любой дом.
Конечно, возможно там есть специальные компетенции.... О них нужно говорить отдельно. Но если юрист получил такой навык, как способность к дальнейшему росту, он восполнит существующие дефициты (вот ещё одна задача образования вырисовалась. Про неё правда уже говорили выше).

Начал задумываться о реальности абстрактной фигуры юриста...
Признаюсь, я при обсуждении вопроса всегда держу в голове профессию моего формата: юрист частной юр.фирмы по хозяйственно-экономическим вопросам. А это ведь только один вариант из многих...
Хотя пожалуй стоит подумать сперва об общем.... В общем не собрался еще мыслями по этому поводу...

Наверное, высшее образование должно давать как минимум набор взаимосвязанных базовых компетенций.  Далее должна быть специализация (какая - надо подумать). Причём специализация блочная. То есть выделяются компетенции следующего уровня, но, тем не менее, объединяемые однородными видами деятельности. Категорически против ориентации на формирование узких специалистов, например, нотариус или регистратор в регпалате. Думаю, что это заведомо тупиковый путь.

общие компетенции не дожны зависить от специализации..

угу. как-то так, мне кажется.

Но мне всегда чему хочется обсуждать с результатом - а результат должен быть проверяемым.. Поэтому ключевой вопрос остается как проверять достигли ли.. иначе вопрос чему учить становиться пустым звуком или красивыми словами

А вот это отдельная проблема. И непросто решаемая. Механизмы проверки качества обучения. Как проверить, научился или не научился? У меня есть гипотеза.... , как говорит Катя :)
Человек, владеющий определённым набором компетенций, способен решить поставленную соответствующую компетенциям задачу за определённый период времени, с минимальными издержками, максимально эффективно (так, кажется). Допустим, наша задача сделать так, чтобы студент научился забивать гвозди и проверить, научился или нет. 1. Учим. Как - неважно пока. 2. Проверяем. Даём гвоздь, шуруп, болт, гайку, тяпку, кусок камня, лопату, молоток, доску и кусок арматуры. Ставим задачу: за 30 секунд гвоздь должен быть забит. 30 секунд прошли. Смотрим. Гвоздь забит - значит научился. Гвоздь не забит - значит не научился. А дальше анализируем допущенные ошибки, причины, их вызвавшие (например, студент пытался арматурой забить шуруп в камень), разрабатываем методы воздействия на причины, влияем на причины и опять проверяем. Вот примерно как-то так, если говорить о компетенциях. Это могут быть case study, ролевые игры, анализ материалов дела, формулирование позиции и составлению юридических документов. Мне кажется, что можно работать в этом направлении. Надо только этому уделить отдельное внимание.

А вот с ценностями и качествами всё сложнее...

0

44

На мой взгляд, было бы неплохо при решении задач преподавателям в вузе более четко формулировать алгоритм решения и озвучивать правильный вариант ответа. Говорю потому, что достаточно часто приходилось сталкиваться с весьма запутанным решением задачи со стороны преподавателей и с невнятной формулировкой правильного ответа.

Отредактировано Alexei (2007-01-25 20:59:44)

0

45

< четко формулировать алгоритм решения >
с этим пожеланием трудно не согласиться. Научить как приходить к ответам и решениям мы (как преподаватель б/у могу употребить это местоимение) должны.

< озвучивать правильный вариант ответа >
а вот с этим не согласен категорически. В юриспруденции как науке, равно как и в практических ситуациях применения и реализации норм права, ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ нет. Есть мнения и позиции: обоснованные и не обоснованные; прортиворечивые и не прортиворечивые; доказанные и не доказанные; логичные и не логичные; методологически корректные и методолгически не корректные. Список оппозиций можно продолжать, выбирая любые критерии, КРОМЕ: "правильно- не правильно", "совпадает с мнением преподавателя - не совпадает с таковым", "нравится - не нравится" и т.п.

0

46

Миша сказал вещи достаточно очевидные, однако я не вполне согласен с тем, что в юриспруденции нет ответов, а есть "позиции". Иначе получается сплошной субъективизм..
Правильный ответ - ответ, полученный с применением правильного метода, можно его обозвать обоснованной позицией, суть от этого не изменится..

Отредактировано Alexei (2007-01-26 05:48:23)

0

47

На мой взгляд, было бы неплохо при решении задач преподавателям в вузе более четко формулировать алгоритм решения и озвучивать правильный вариант ответа. Говорю потому, что достаточно часто приходилось сталкиваться с весьма запутанным решением задачи со стороны преподавателей и с невнятной формулировкой правильного ответа.

Это один из вариантов и я бы сказал - один из самых неэффективных. Трансляция информации - это способ. На хороших лекциях студенты получают информацию, переосысливают её, формируют свою точку зрения и т.д. Теоретическая подготовка может иметь место при таком подходе.
Но вот трансляция информации, направленная на освоение студентами алгоритмов поведения...... . Я очень сомневаюсь, что это эффективный способ. Это опять же, вовзращаясь к гвоздям, как будто рассказать на лекции процесс их забивания и о том, как и чем это можно делать, не давая в руки сам молоток и гвозди. Поэтому тут я вижу как минимум два варианта:
1. Алгоритмы объяснятся (очень желательно с обоснованием того, почему они именно такие и откуда вообще взялись), но при этом сразу же студентам даётся материал, на котором они сами должны научиться применить алгоритмы, а потом отработать соответствующий навык. Я в большинстве случаев применяю именно такой подход.
2. Вариант более эффективный. Студентам ставится задача, требующая владения определёнными компетенциями и алгоритмами. Студент имеет некоторые компетенции, но алгоритмы поведения пока не сформированы. Он получает задачу, но не знает, как её решить, с чего начать, к чему должно всё это привести, а главное, почему именно так. Конечно, с самого начала он всё делает не так. И тут очень важна работа даже не преподавателя, а куратора - наставника, тренера, даже правильней, который создаёт специальные условия для осознания студентом своих ошибок, поиска путей их исправления и, как итог, самостоятельного формулирования алгоритмов, которые, заметьте, могут не совпадать с теми,  которые "принёс с собой" преподаватель. И когда студент сформулирует своё собственное понимание и алгоритмы самостоятельно, он будет гораздо более компетентен в решении такого рода задач в будущем. Потому что он поймёт принципы.
3. Был в голове какой-то ещё третий вариант, но пока писал 2-й, третий куда-то выветрился.

а вот с этим не согласен категорически. В юриспруденции как науке, равно как и в практических ситуациях применения и реализации норм права, ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ нет. Есть мнения и позиции: обоснованные и не обоснованные; прортиворечивые и не прортиворечивые; доказанные и не доказанные; логичные и не логичные; методологически корректные и методолгически не корректные. Список оппозиций можно продолжать, выбирая любые критерии, КРОМЕ: "правильно- не правильно", "совпадает с мнением преподавателя - не совпадает с таковым", "нравится - не нравится" и т.п.

Я больше склоняюсь к этому подходу, конечно, так как сторонник позиции, в соответствии с которой юрист - творец права. Поэтому правильный ответ, на мой взгляд, тот, который нравственен по сути, логичен и обоснован. Поэтому я исхожу из этого, что нет ничего заранее предопределённого, хотя, в нашей системе, мало средств для реализации такого подхода. В противовес этому подходу, конечно, идёт позитивизм. Он несомненно имеет право на существование, и Alexei, наверное позитивист.
Можно спорить по этому поводу. Классики права до сих пор это делают. Но я думаю, что это должно происходить не в данное теме.

Что ещё касается правильных ответов. Вчера шёл по коридору и повстречал студентов, которые сдавали экзамен. Кроме других я задал вопрос, а что если Вы представите на поставленную проблему позицию, которая не будет совпадать с мнением преподавателя, но при этом будет аргументированной и обоснованной. Они сказали, что будут отправлены на пересдачу. Вот так. Зачастую мы как преподаватели сами убиваем в студентах тягу к научному познанию.

0

48

Правильный ответ - ответ, полученный с применением правильного метода, можно его обозвать обоснованной позицией, суть от этого не изменится..

ага только есть оченьмного случаев, когда и метод правильный и вроде нормы правильные и логика есть, а вот решения разные получаются..
Мне кажется, главное, чтобы преподаватель оценивал на адекватность -не адекватность применения нормы и правильность применения методов формальной логики.

Миша сказал вещи достаточно очевидные, однако я не вполне согласен с тем, что в юриспруденции нет ответов, а есть "позиции". Иначе получается сплошной субъективизм..

гипотеза :wink: Боюсь от субъективизма в юр практике избавиться невозможно (наблюдения делала, но серьезно не проверяла)

И если они будут, как база, полученная в результате процесса высшего образования, адаптироваться юристу к новому виду деятельности труда не составит.

Согласна!! мне кажется, что как раз юрист с высшим образованием д.б. более менее универсальным - если мы обучаем практически на должность, то получаем не образование, а осуществляем подготовку. Разница существенная! Цели УНИВЕРСитетского образования не должны подготовкой ограничиваться.

А вот это отдельная проблема. И непросто решаемая. Механизмы проверки качества обучения. Как проверить, научился или не научился?

думаю необходимо использовать опыт других областей.  Хотя вопрос сложный и спорный везде... Есть кой-какой материал про конфликты и критическое мышление :old:

0

49

думаю необходимо использовать опыт других областей. Хотя вопрос сложный и спорный везде... Есть кой-какой материал про конфликты и критическое мышление

Ага, Катя, а я вот слышал, что у Вас есть наработки в этой области...

0

50

На мой взгляд, было бы неплохо при решении задач преподавателям в вузе более четко формулировать алгоритм решения и озвучивать правильный вариант ответа. Говорю потому, что достаточно часто приходилось сталкиваться с весьма запутанным решением задачи со стороны преподавателей и с невнятной формулировкой правильного ответа.

Это один из вариантов и я бы сказал - один из самых неэффективных. Трансляция информации - это способ. На хороших лекциях студенты получают информацию, переосысливают её, формируют свою точку зрения и т.д. Теоретическая подготовка может иметь место при таком подходе.
Но вот трансляция информации, направленная на освоение студентами алгоритмов поведения...... . Я очень сомневаюсь, что это эффективный способ. Это опять же, вовзращаясь к гвоздям, как будто рассказать на лекции процесс их забивания и о том, как и чем это можно делать, не давая в руки сам молоток и гвозди.

Немного уточню то, что я имел ввиду.. В школе никто не даст студенту задачу, не объяснив перед этим теоретический материал и не дав соответствующих формул. А здесь.. при решении задач наблюдался сплошной полёт мысли, как у студентов, так частенько и у преподавателей, обсуждают что-то, а что - непонятно, каждый говорит что-то своё и не слушает при этом других.
Я это к тому, что сначала необходимо показать алгоритм, проиллюстрировать его конкретной задаче, а потом уже давать другие аналогичные задачи.
В этом смысле прав был А.Ф. Мицкевич, когда на семинарах пытался нам внушить: при решении задач и любых юр. ситуаций действует одна схема: большая посылка и малая, норма - правило; а иначе - получается базар и кухонный разговор.

"Но вот трансляция информации, направленная на освоение студентами алгоритмов поведения...... " - если студенты будут успешно применять эти алгоритмы на практике и создавать свои новые. почему бы и нет? Зачем студентам заново изобретать велосипед? В математике достаточно часто тоже встречаются ситуации, когда люди решают задачи оригинальными путями, хотя им перед этим уже "транслировали" какие-то алгоритмы..

Ну вот, позитивистом обозвали  :)
Как ученик И.Д. Мишиной, я придерживаюсь противоположной позиции и занимаю точку зрения Полякова  :)
В нашей правовой жизни слишком много "профессионалов", старающихся создавать право. Недавно говорил со студентом 5 курса, который пытался решить казус исходя из духа закона. Поэтому, может, отдельные юристы у нас есть, которые понимают право и могут его творить (годам к 50, например), остальным же лучше, на мой взгляд, придерживаться правильной методы.

Наверное, спорить по данному вопросу можно достаточно долго. Своим высказыванием я, прежде всего, хотел обозначить одну из проблем обучения: низкое качество решения задач на семинарах.
Хотя есть и иные примеры. В целом, положительный опыт у меня остался от решения задач по уголовному процессу.

Отредактировано Alexei (2007-01-26 10:58:55)

0

51

Один хороший человек прислал мне вот эту ссылку

http://v-novikov.livejournal.com/303085.html

Возможно это Вас заинтересует.
Я начал это читать. По-моему довольно интересно.
Можно попробовать это использовать в нашем дальнейшем обсуждении. А может и не только в обсуждении.

0

52

Нашел недавно интересный ресурс http://www.legalstudies.ru

Он непосредственно посвещен развитию профессионально значимых навыков юристов. Вообще эта контора осуществляет целые обучающие программы, но можно и отдельные семинары брать.
Там есть интересные статьи, я еще как следует не изучил ресурс, но  думаю, что по нашей теме там найдется много полезного.

0

53

А как можно воздействовать на "формирование" ценностных ориентиров?
Формирование умышленно взял в кавычки, так как всем ясно, что в подростковом возрасте они уже сформированы. Но ведь можно влиять на формирование их иерархии, содержания, структуры.
Что Вы об этом думаете?

Отредактировано Илья Шевченко (2007-03-23 10:27:29)

0

54

На этот счет есть скорее ощущение, чем рациональная убежденность - собственным примером!
Это как родительсое воспитание: оно само по себе не существует. Ребенок впитывает как губка все каждую минуту общения с родителями, может даже и не осознавать этого. И если родители специально пытаются принимать какие-то "правильные" воспитательные меры (например почерпнутые в каких-то книжках модных), а в остальное время ведут себя как обычно, то эффекта от "правильных" мер не будет.
В связи с этим я убежден, что наибольшее влияние, особенно на ранних стадиях обучения в университете, имеют личности преподавателей. И от их личностной позиции во многом зависит дальнейшее воприятие всего, что транслируют студентам.
Мне кажется, что повлиять на ранней стадии можно как раз потому, что по началу большую часть информации воспринимают просто на веру, как аксиому. Способность оценивать ее критически приходит со временем, когда уже есть определенная база знаний и уже тогда студента нужно не просто убедить, а уже даже преубедить, а это уже сложнее. Аргумент "это верно, потому что я так считаю" уже не работает.

0

55

На этот счет есть скорее ощущение, чем рациональная убежденность - собственным примером!

Трудно с этим спорить. Но тут должны быть соблюдены ряд условий. Преподаватель должен сам быть носителем ценностей. Он должен быть авторитетом для студентов. Он должен понимать значимость формирования ценностных ориентиров у студентов.

Недавно разговариал с психологом, который занимается вопросами формирования ценностных ориентиров, и мы пришли к выводу, что их наполнение содержанием происходит всю жизнь человека. Поэтому говорить о бесполезности ориентации на ценности в юридическом образовании нельзя, что собственно накладывает отпечаток на образовательные программы.
Что может влиять на содержание и структуру ценностных ориентиров:
1. Столкновение с моральными дилеммами.
2. Чтение литературы и иных источников.
3. Обсуждение прочитанного. Разного рода дискурсы.
4. Приобщение к источникам культуры.
5. Просмотр и обсуждение "правильных" фильмов.
6. Членство в неформальных объединениях людей - носителей ценностей.
Собственно такая гипотеза у меня возникла после недавнего общения с культурными людьми - носителями разного рода ценностей. Я беседовал с ними по поводу того, как они стали теми, кеми стали, что на это повлияло. Собственно все говорили в большинстве своём о том, что я указал в этих 6-ти пунктах.

При этом в образовательном процессе, закладывая ценностные аспекты, на занятиях со студентами можно вообще не упоминать слова "ценности", "культура", "мораль и нравственность" и т.д.
Это скорей отпугивает. Форирование и наполнение содержанием должно происходить незаметно для обучающегося, что я называю "незаметным образованием".
При этом всём ситуация усложняется: 1. Уничтожением ценностей в 1917 и 1991 - 1993 годах; 2. Отсутствием устоявшейся системы ценностей в российском обществе. Поэтому само общество скорей мешает этому процессу. Носитель ценностей скорей становится белой вороной и объектом насмешек. Как следствие, культурному юристу становится сложнее найти работу и выполнять все заказы работодателя. И это надо понимать. И это всегда заставляет меня рассуждать на тему, а должен ли я делать жизнь моих студентов сложнее.

Вот, собственно, такие гипотезы.

При всё этом прошу учесть следующее. Слова ценности и ценностные ориентиры я использовал в хорошем смысле, ставя их в один ряд с такими словами как культура, правильный, хороший и т.д. При этом ценностные ориентиры можно рассматривать более широко. Например, ценностные ориентиры преступной группы. И это тоже будут ценности... для этой группы. Это вопрос дискуссионный. Но я здесь всё-таки не говорю об этих ценностях. Разграничением нужно заниматься отдельно.

0

56

Преподаватели на начальном этапе обучения студентов имеют очень бльшой кредит доверия и авторитета, а студенты еще очень пластичный материал, уж извините за такое сравнение :) Именно поэтому считаю очень важной в ценностном ориентировании роль преподавателей начальных курсов. У меня тут даже сравнение появилось: в школе наша система построена так, что первые 3 года класс практически по 100% предметов обучается у одного учителя, а уже после начальной школы начинают посещать занятия разных учителей. Из-за этого роль учителя начальных классов космически важна! Он может привить как "правильные" ценности, так и "неправильные" и исправить это потом чрезвычайно сложно. Чтобы "переплавить" сложившуюся систему ценностей человек должен испытать определенного рода потрясения. Это примерно как в случае,  когда неправилно сросшиеся кости снова ломают, чтобы сделать все правильно.

Мне кажется что на первых этапах необходимо больше ставить студентов в ситуации, когда они должны не только осмыслить, но и практически на эмоциональном уровне пережить те моменты, которые определяют "правильное" ценностное ориентирование профессионального юриста. Инструменты уже перечислены. Да, собственно, они частично и реализуются в университете посредством различных научных кружков при кафедрах и некоторых студенческих организациях.
Но главный их недостаток в разрезе рассматриваемой проблемы - это ориентированость в большей мере на коллективное рациональное освоение научной проблемы. Вопрос ценностей затрагивается в той мере, насколько проблема в этой части остра.
Вот, собственно, и главный вопрос: как сделать так, чтобы студенты постоянно сталкивались с необходимостью ценностно осмысливать юридические проблемы, переживать их и вырабатывать собственную позицию. Причем желательно, чтобы эта позиция была социально полезная в широком смысле.
Сейчас пришло в голову, что до революции и в школах\гимназиях и в ВУЗах преподавался закон Божий. Тогда страна была официально православной и такой способ помогал формировать религиозное православное мировоззрение и ценности, которые были как раз таки обществу и необходимы. Сейчас  нет ни какого-то глобального, объединяющего всех учения, ни способов приобщения к нему.

Извиняюсь за некоторую флудообразность изложения особенно в конце, просто мне сейчас хочется в порядке мозгового штурма зафиксировать все приходящие в голову мысли. Шлак отбрсим, останется нужное :)

Мне лично эта тема тоже кажется очень важной, потому что временами от профессионального цинизма юридического сообщества очень устаешь и появляется ощущение какой-то безнадежности. Особенно неприятно, когда студенты уже на выходе из ВУЗа убеждены, что закон - это только формальность, которая никому не нужна и никем не исполняется, все уже давно куплено\продано и правды не добьешся. А на самом-то деле все не так и гибло даже в нашей стране, просто таким настроем мы сами себе сыпем соль на раны и все кажется еще хуже. И если уж у самих юристов будут руки опускаться от безнадежности, то проблемы останется решать уже только неправовыми методами. А оно нам надо?

Отредактировано Кирилл Сидоренко (2007-03-24 09:46:15)

0

57

Мне лично эта тема тоже кажется очень важной, потому что временами от профессионального цинизма юридического сообщества очень устаешь и появляется ощущение какой-то безнадежности.

Есть даже такое выражение: "человек, искалеченный юр. образованием".  :)  И наверное, профессиональные деформации неизбежны. Если вы сталкивались с врачами, то вы меня поймёте :) Ну работа у них такая, ничего не попишешь.. И у юристов работа такая, особенно у тех, кто работает в частной сфере, адвокатуре и т.п. Или в следствии системы МВД. Хочешь быть успешным там - готовься поступиться какими-либо принципами, нет - живи всю жизнь "на одну зарплату". Не последнюю роль, следовательно, в нынешнем качестве нашей жизни играет наша гнилая российская экономика, часто не позволяющая получать достойную зп за честный труд.

Отредактировано Alexei (2007-03-24 17:38:32)

0

58

Не последнюю роль, следовательно, в нынешнем качестве нашей жизни играет наша гнилая российская экономика, часто не позволяющая получать достойную зп за честный труд.

Леша, ты Зюганова что ли наслушался? Уж он-то любит про всё гнилое порассказывать :)

По-моему, кто хочет реально зарабатывать у нас - тот зарабатывает. А жалуются те, кто на печке лежат от лени.

0

59

Леша, ты Зюганова что ли наслушался? Уж он-то любит про всё гнилое порассказывать smile.gif

чтобы это понять не обязательно слушать "папу Зю", достаточно поприсутствовать на паре лекций у нас на экономе  ;)

Ты Кир, право, как будто не у нас живёшь. Пока ты будешь "зарабатывать", нищие учителя будут учить твоих детей (работая на 2 ставки за 5000 р в месяц, между прочим, а не лежа на печке), а голодные и злые врачи лечить их.

Сорри за оффтоп. Вообще, это кухонный разговор, просто я не думал, что такие очевидные вещи надо кому-то объяснять..

Отредактировано Alexei (2007-03-26 21:00:19)

0

60

Есть даже такое выражение: "человек, искалеченный юр. образованием".  И наверное, профессиональные деформации неизбежны. Если вы сталкивались с врачами, то вы меня поймёте  Ну работа у них такая, ничего не попишешь.. И у юристов работа такая, особенно у тех, кто работает в частной сфере, адвокатуре и т.п. Или в следствии системы МВД. Хочешь быть успешным там - готовься поступиться какими-либо принципами, нет - живи всю жизнь "на одну зарплату". 

А вывод то из этого в рамках поставленного вопроса какой?

Кстати, сравнение с деформациями не очень удачное, на мой взгляд. Если профессиональной деформацией считать преступление принципов..... . По моему это как раз к профессиональной деформации отношения не имеет. Это из области совсем других деформаций.

Отредактировано Илья Шевченко (2007-03-26 21:06:00)

0


Вы здесь » Объединенный форум ОСП КрасГУ » Учеба » Чему и как нужно учить юристов