Как Вам это?
NEWSru.com :: В России Пятница, 9 марта 2007 г. 13:51
В России с сентября 2007 года вводятся уровни высшего образования: бакалавриат, магистратура
Правительство России в пятницу одобрило законопроект о переходе в России на двухуровневую систему высшего образования. С 1 сентября 2007 года в России вводятся такие уровни высшего профессионального образования как бакалавриат со сроком обучения от трех до четырех лет, магистратура со сроком обучения шесть лет или подготовка специалиста с обучением пять лет. "Это позволит повысить конкурентоспособность выпускников", - подчеркнул в своем докладе министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
По мнению министра, подобное решение будет способствовать гармонизации российской системы образования с европейскими системами, так как большая часть стран Европы, а также СНГ уже перешли к уровневому подходу в высшем образовании. Министр отметил, что современные вузы зачастую не могут обеспечить последующее трудоустройство своих выпускников.
"Рынок труда стал сейчас менее предсказуемым, ни одна программа подготовки не обеспечивает возможности гарантированного трудоустройства", - сказал он.
- Бакалавриат будет доступен для людей, закончивших 12-летнюю школу
- Второй шаг министерства образования - сокращение вузовских специальностей
- Бакалавриат с урезанным списком специальностей наводнит рынок дилетантами
По словам Фурсенко, предлагаемый законопроект "позволит существенно изменить ситуацию с необходимостью доучивания специалистов на производстве, как это происходит сейчас". При этом степень магистра претендент на нее, закончивший бакалавриат, будет получать за счет бюджетных средств даже в случае, если после бакалавриата он отработал несколько лет по специальности и лишь затем решил доучиваться на магистра.
Министр сообщил, что сейчас действует около 120 программ подготовки бакалавров. Их число предлагается сократить до 60-100, расширив при этом число специализаций в подготовке магистров, сообщает "Интерфакс".
Фурсенко отметил, что указанный законопроект прошел, в частности, он согласован с Союзом ректоров, Ассоциацией технических университетов, профсоюзом работников образования и науки, прошел общественную экспертизу в Общественной палате.
После рассмотрения вопроса об образовании на заседании правительства РФ глава Минобрнауки сказал журналистам, что системы подготовки дипломированных специалистов и бакалавров необходимо рассматривать не как последовательные, а как параллельные этапы в получении высшего образования.
"Есть специальности, которые требуют непрерывных программ, а эти программы изначально спланированы на то, что пять или шесть лет человека надо учить именно по этим специальностям с первого курса и до выпуска", - подчеркнул министр, пояснив, что речь идет, в частности, об инженерах и медиках. "Наша задача - еще раз показать и утвердить, что бакалавр - это высшее образование, полноценное высшее образование", - добавил он.
Бакалавриат будет доступен для людей, закончивших 12-летнюю школу
Фурсенко добавил, что трехлетний бакалавриат будет доступен для людей, закончивших 12-летнюю школу или техникум, 11-летки будут учиться не менее 4 лет. Фурсенко пояснил, что 3 года по программе бакалавриата смогут учиться уже получившие образование в техникуме, или прошедшие 12-летние школы. Для выпускников обычных 11-летних школ учеба на бакалавра не может быть менее 4 лет, подчеркнул он.
В свою очередь премьер-министр РФ Михаил Фрадков отметил, что всем выпускникам, а также желающим получить высшее образование, должно быть понятно, что "бакалавриат - это не ПТУ", передает РИА "Новости".
По мнению Фрадкова, человек, который задается вопросом о своем будущем и хочет быть успешным, должен понимать разницу между бакалавриатом и техникумом. Он подчеркнул, что правительство не намерено "разрушать научную и методическую базу" высших учебных заведений.
Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев в свою очередь заявил, что престижность вуза будет определяться не тем, есть ли там система бакалавр-магистр или бакалавр-специалитет, а "знаниями, которые там даются" и брендом университета.
Второй шаг министерства образования - сокращение вузовских специальностей
Ранее замминистра образования и науки Андрей Свинаренко заявил, что после перехода вузов на двухуровневое обучение число вузовских специальностей сократят с 670 до 40-50.
Введение двухуровневого обучения коснется, прежде всего, гуманитарных специальностей. Однако, по мнению ректоров гуманитарных вузов, урезание номенклатуры бакалавриата будет означать, что хорошее высшее образование в стране можно будет получить только за деньги.
Сокращение вузовских специальностей - второй шаг министерства образования. Сокращение не коснется лишь медицинских и инженерных специальностей, поскольку техническим и медицинским вузам сохранят непрерывную пятилетку. Как рассказал замминистра Андрей Свинаренко, сокращение числа специальностей для каждой ступени будет своим - в бакалавриате их будет 50, а в магистратуре - около 200.
Идея такого сокращения объясняется просто: студент-бакалавр получает общую, широкую специальность, которую можно будет углубить в магистратуре, а сокращать специальности собираются в основном путем поглощения. Например, не будет больше ни "менеджеров в спорте", ни "экономистов коневодства". Бакалавры получат общий диплом экономиста, без специализации.
Свинаренко заверил в том, что 50 специальностей в бакалавриате полностью покрывают потребности российской экономики. В современной номенклатуре учебных направлений, считают в министерстве, много избыточных и дублирующих друг друга. Укрупнением направлений займется совет по стандартам при Министерстве образования и науки, в ведомстве обещают, что к составлению перечня привлекут работодателей.
Опыт сокращений у ведомства уже есть. Ранее, планируя уменьшить число диссертационных советов, в министерстве разработали урезанный перечень направлений для защиты кандидатских и докторских диссертаций. К удивлению ученых Российской академии наук, в этом списке сельское хозяйство было объединено с биологией и науками о Земле, а культурология - с искусствоведением и архитектурой. Несмотря на то, что в министерстве документ назвали черновиком, ученые все же обвинили чиновников в формальном подходе к науке.
Бакалавриат с урезанным списком специальностей наводнит рынок дилетантами
Вузовское сообщество опасается, что сращиванием специальностей Минобрнауки займется вслепую. Например, избранный ректор РГГУ Валерий Минаев не очень понимает, как можно объединить исконные для классических университетов гуманитарные направления. "Я надеюсь, что юриспруденцию не станут смешивать с менеджментом и управлением. Но куда денут, к примеру, документоведение? С чем его собираются скрестить?"
Первый проректор Московского института экономики и статистики Александр Хорошилов считает, что в самой идее сращивания ничего плохого нет, но в результате перехода на "бакалавриат широкого профиля" у выпускников могут возникнуть проблемы с трудоустройством.
"У нас действительно много невостребованных специальностей. В России принято иметь высшее образование, и абитуриенты поступают куда угодно, лишь бы получить вузовский диплом. Но проблема в том, что сегодня в отделах кадров большинства компаний пугаются слова "бакалавр". Кадровики просто не знают, кто они такие, и не рассматривают их резюме", - объяснил Хорошилов.
Валерий Минаев предполагает, что последствия министерского начинания будут более серьезны: "Это уже не модернизация, а настоящая реформа высшей школы. Мы все дальше уходим от системы образования, сложившейся десятилетиями". Бакалавриат с урезанным списком специальностей наводнит рынок дилетантами: в стране будет все больше людей, знающих обо всем понемногу, считает ректор РГГУ.
Кроме того, по планам министерства большинство российских студентов смогут претендовать лишь на бакалавриат, а магистратура будет местом для избранных - она появится не во всех вузах, а поступить в нее можно будет лишь отличникам или на платной основе. Так что в сокращении специальностей Минобрнауки заинтересовано и материально. По мнению ректоров гуманитарных вузов, "бакалавры-недоучки" обречены на повышение квалификации в магистратуре.
"А учитывая, что магистратура грозит стать коммерческой, это путь к сокращению бесплатного обучения в стране. Государство просто снижает свои расходы на образование", - считает Минаев
http://www.newsru.com/russia/09mar2007/bak.html
_______________________
И вот некоторая реакция:
NEWSru.com :: В России Понедельник, 12 марта 2007 г. 13:39
Большинство российских вузов выступает против реформы высшего образования
Большинство российских вузов настроено против внедрения новой двухуровневой системы обучения: бакалавриата и магистратуры. Преподаватели удивляются, почему образцом для подражания выбран именно опыт Западной Европы, и недоумевают, чем же российские власти не устраивает сложившаяся система, пишут "Новые известия".
Законопроект "Об образовании", который, как надеется правительство, вступит в силу уже с нового учебного года, превратит бакалавриат и магистратуру из составляющих учебного процесса в две самостоятельные ступени высшего образования. Студент теперь сможет похвастать не одним дипломом, как было раньше, а двумя. Правда, специалистами будут считаться только обладатели "корочки" магистра. В нее, кстати, придется поступать заново - на конкурсной основе, тогда как в бакалавриат абитуриентов будут принимать по результатам единого госэкзамена (ЕГЭ), отмечает Газета GZT.ru.
При этом в некоторых вузах сохранится привычная еще с советских времен форма высшего образования – подготовка дипломированных специалистов. Такое исключение будет сделано для студентов творческих, медицинских и некоторых военных вузов.
Болонский процесс и реформа образования не первый год вызывают ожесточенные споры в среде преподавателей, специалистов и чиновников. По мнению чиновников, потребность в переходе на двухуровневую систему образования назрела давно. Как заявил министр образования Андрей Фурсенко, "сейчас лишь 15-20% российских вузов готовят выпускников, востребованных на современном рынке труда. Переход же высшего образования на двухуровневую систему должен будет эту проблему решить".
Сторонники реформы заявляют: единые европейские стандарты позволят студентам расширить свои возможности. Бакалавр, выученный на российских просторах, при наличии должных способностей сможет продолжить образование, скажем, в Сорбонне.
Кроме того, реформа разрешит вечную дилемму: учиться или работать, считают сторонники новой системы. "Студенты смогут выбрать, куда податься после окончания учебы – посвятить себя работе с дипломом бакалавра или поступать в магистратуру, – рассказал научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – При этом они экономят время, если вдруг понимают, что учатся "не на того": все-таки есть разница - три года потрачено или пять".
Однако эксперты утверждают: почти 80% российских вузов настроено против внедрения европейской системы образования. Многие преподаватели удивляются, почему образцом для подражания выбран именно опыт Западной Европы. "В тех же США или Китае учат совершенно по-другому, - рассказал доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. - И качество образования там ничуть не хуже. Совершенно непонятно, чем же российские власти не устраивает наша сложившаяся система".
Основные нарекания экспертов вызывает невозможность подготовить грамотного специалиста за столь короткий период. "Для археологии и для истории в целом такая система смерти подобна, – пояснил заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ Валентин Янин. – Студент обязан освоить методику полевой работы, ознакомиться с историографией проблемы, а это даже за пять лет сделать нелегко. Нам же просто предлагается выпускать недоучек".
Против введения системы двухуровневого образования в чистом виде не раз высказывался и ректор МГУ Виктор Садовничий. "Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, – пояснила пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева. – Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Схему бакалавриат – магистратура будет крайне трудно реализовать на российской почве. На бакалавра учатся 3-4 года. В России же найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов".
Сжатые сроки, в которые университеты должны перепрофилироваться, по мнению экспертов, приведут только к халтуре. "Скорее всего, многие учебные заведения просто разделят уже имеющиеся дисциплины на две части, – рассказал НИ Евгений Бунимович. - Первую будут проходить в так называемом бакалавриате, а вторую – в так называемой магистратуре. Ни о каком действительно реформированном обучении, естественно, не будет и речи".
Реформа высшей школы - всего лишь дань моде, считают некоторые эксперты. Она не превратит отечественных студентов в европейских и не сможет конкурировать на Западе. "К зарубежной системе образования мы не приблизимся ни на шаг, да и за границей наших студентов никто не будет привечать, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Начать с того, что у нас не согласованы образовательные стандарты с европейцами, и даже нет единых учебных курсов. За границей котироваться такие студенты, безусловно, не будут. Поэтому громкие слова об их мобильности – это всего лишь розовые мечты чиновников".
Как отмечает "Газета", успокаивает лишь то, что нововведения никак не коснутся тех, кто успел поступить в вуз хотя бы в прошлом году, - они будут доучиваться по той системе, по которой поступили. А вот вопрос с отсрочками от армии пока открыт - в Минобрнауки не готовы обсуждать эту тему, ссылаясь на то, что "высшее образование - это не способ откосить от армии".
Проректор Ростовского госуниверситета Наталья Изотова говорит, что в ее вузе эксперимент по введению двухуровневой системы ведется с 1992 года, но "рынок на бакалавров реагирует не очень хорошо - лучше трудоустраиваются специалисты". Уровень образования выпускников резко снизится, ведь бакалавр - это недоученный специалист, расстроен проректор Института культуры Виктор Чижиков. По его мнению, вузы должны сами решать, переходить ли на двухуровневую систему, пишут "Ведомости". С ним согласен ректор Института международного права и экономики им. Грибоедова Павел Пилипенко, полагая, что реформа затеяна из желания сэкономить средства бюджета.
Однако ректор института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский уверен, что вузы сопротивляются переменам потому, что ломается структура безответственности, в которой они существовали, не имея никакого взаимодействия с рынком труда. А бизнесменам все равно, как выпускник будет называться и сколько лет проучится в вузе: главное - чтобы он обладал знаниями.
http://www.newsru.com/russia/12mar2007/reform.html
_______________
Всё это внешне похоже на замену обёртки, но не содержания. Посмотрим...