Ну, не совсем согласен с этим. Все делается ведь не ради процесса (деятельность ради деятельности), а ради определенного результата.
Конечно. Но, Кирилл, как мне кажется, ты имеешь в виду сейчас результат конкретной юридической деятельности. Например, положительное решение по делу своего клиента, да ещё к тому же ещё и исполненное. Конечно, здесь важен результат. Но я говорю о процессе образования, а скорей пока о процессе "научения", когда для достижения определённого образовательного результата важен как раз процесс. Именно в ходе работы с делом и разработке позиции по делу, планирования стратегии и тактики её доказывания, у студентов формируется нечто такое, что иногда называют компетенциями. Поэтому для меня важно не то, какой документ они составят в итоге, а то, чему они в процессе разработки содержания этого документа научились. Я вот это имел в виду.
... хотя, конечно, студенты зачастую преследуют другую цель, а именно, самостоятельно разработать, например, документ. И это нормально. Ведь в процессе работы над ним они как раз и тренируются.
Специфика юридической деятельности такова, то процесс невозможно абсолютно стандартизировать чтобы придти к такому положению, когда при соблюдении стандартов процесса результат будет закономерно правильный.
Естественно. Юридическая деятельность сложна и многогранна. Поэтому если первый уровень обучения - это когда студент познаёт некий простейший универсальный алгоритм, что мы можем проверить, дав ему задачу, аналогичную выполенной, то следующий уровень - это когда студент получая другую неаналогичную задачу может эффективно адаптировать имеющийся алгоритм под неё, либо основываясь на ключевых компетенциях, разработать новый алгоритм, позволяющий решить и эту задачу.
Стандарты процесса позволяют придерживаться определенного "курса" и не сбиться с пути, но результат все равно нужно проверять и анализировать, "доводить до готовности".
Ага. И это можно назвать работой над ошибками. Метод - техника комментирования. Очень важный этап, на который всегда не хватает времени и сил. И тут важно создать такие условия, чтобы студент сам нашёл ошибки, сам определил пути их исправления. Не всегда удаётся это сделать, так как всегда проще сказать как правильно. Но это будет уже манипуляцией, в свою очередь и приведёт к тому, что студент будет знать, допустим, как правильно, но не будет знать почему.
Еще хотел спросить, что в данный момент в такой форме обучения имеет приоритет: "как" или "зачем"?
"Как?" - позволяет студенту определить средство и последовательность действий для достижения задачи. Преподаватель может на этот вопрос получить информацию по поводу средства и последовательности. Например "Как Вы сделаете так, чтобы свидетель появился в суде и был допрошен?"
"Зачем?" - позволяет преподавателю понять, на сколько студент отдаёт себе отчёт в необходимости совершения тех или действий. Например, "Зачем Вы хотите заявить это ходатайство?"
Это всё правильные вопросы, но ключевой вопрос, который стоит и перед "Как" и "Зачем" и, в том числе, позволяет обосновать ответы на них, это вопрос "Почему?". Вот он и имеет приоритет.