"Долг студента

Лишь немногие российские студенты могут позволить себе учиться за счет образовательного кредита. Причина — высокие проценты: 10-13% в валюте и 12-17% в рублях — это выше ставок ипотечных кредитов. Ситуацию мог бы исправить новый вариант закона об образовательных кредитах, рассмотренный на днях в парламентских комитетах.

Законопроект «О социальном образовательном кредите» позволяет студенту, получившему по конкурсу право учиться в вузе, взять в уполномоченном государством банке-агенте средства на обучение и проживание. Ежегодная сумма кредита не должна превышать двух годовых прожиточных минимумов в регионе, где находится вуз. Деньги вузу перечисляются только после подтверждения, что студент N успешно закончил очередной семестр. При смене вуза соблюдается принцип «деньги идут за студентом». Молодой человек должен возвратить долг не позднее чем через пять лет после завершения учебы, выплата может быть отложена на период академического отпуска или призыва в армию. Государство выступает гарантом кредита: оно возвращает деньги в случае смерти или потери трудоспособности, а также может выплачивать часть процентов — до трех четвертей ставки рефинансирования Центробанка.

Против законопроекта выступило правительство — оно отмечает, что закон не обязывает студента-заемщика вернуть госсубсидии, и опасается повышения расходов бюджета.

В то же время государство не может обеспечить качество бесплатного образования. В развитых странах миллионы студентов учатся благодаря кредитам. Вузы могут платить достойные деньги преподавателям и закупать оборудование для лабораторий. В США кредит на учебу можно взять у государства или под госгарантии по низкой (3-6%) ставке. Во Франции ставки 2,5-3,5% годовых, в Германии ставки ближе к американским, но студенты из малообеспеченных семей могут получить беспроцентную ссуду на обучение.

"Ведомости" 24.01.2008, №12 (2034)"

На мой взгляд, проблема платного образования не связана тесно с обмусоленным вопросом о переизбытке выпускников вузов в стране - доступ к образованию - все еще проблема.
Деньги, выделяемые на образование, - это качество обучения: это и хорошие кадры с достойной зарплатой, которые занимаются именно наукой, потому что им не нужно зарабатывать деньги в бизнесе, а в университете появляться в свободное от работы время. Это библиотеки, хорошая техническая база, помещения, поддержка исследований и многое другое.

Понятно, что государство не может обеспечить это все сейчас на должном уровне.Возникает важнейшая управленческая задача: как и где достать деньги? классически выходов два: увеличивать источники доходов и сокращать расходы. что касается сокращения расходов - это более эффективное использование средств вкупе с сокращением наборов студентов (как это ни горестно звучит - но это другой вопрос - диверсификации высшего образования на различные ступени и специализации). Распределение тех же выделяемых средств на меньшее количество студентов позволит больше денег тратить на подготовку каждого отдельно взятого специалиста.

Ну и, разумеется, необходимо сохранение платного обучения. Только важно следующее: чтобы среди "платников" не было идиотов, "покупающих диплом в рассрочку". Тут должен быть такой же конкурс на мозги. только вот для того, чтобы обеспечить возможность обучения на платной основе и для несостоятельных способных ребят - для этого и нужен образовательный кредит.

Примечательно, что в большинстве западных стран обучение в своей основе платное. Платят не очень большую сумму (в Баварии, например, это 1000 евро в год), но все эти средства идут на содержание библиотеки, компьютерных классов и т.п. Где-то в Европе эта сумма значительно выше (Британия, Голландия). И только в порядке исключения одаренным студентам компенсируются расходы на обучение. В этой связи складывается ощущение, что нашему образованию не хватает бизнес-подхода, грамотного менеджмента в определенной степени (разумеется, образование не должно превращаться в чистое зарабатывание денег). В нашей стране пока государство платит мало, но за получение дипломов всеми его жителями, оправдывая это гарантиями права на образование и советскими пережитками...от чего страдают как выпускники без работы, так и экономика от кадровых перекосов, что в корне неправильно...

Просто интересно в этой связи, на каких же условиях должен предоставляться этот самый образовательный кредит и насколько он оправдан именно в настоящий момент при нынешней системе высшего образования в стране...

0