Вчера накипело... и я провёл небольшое исследование. Я попробовал определить, что же интересно студентам, раз всё более неинтересно становится работать. И вот что получилось. Смотрите За чертой
______________________
Исследование включало в себя изучение заявленных на личных страницах участников ресурса wwwvkontakte.ru их интересов. Выборка была случайной. Исследовались страницы преимущественно студентов 2 – 4 курсов юридического института СФУ. Исследование проводилось на основе гипотезы, в соответствии с которой человек, заявляющий свои интересы, в большинстве случаев демонстрирует именно то, что интересно на самом деле.
Что побудило сделать это?
1. Неудачные попытки втянуть студентов в обсуждения, дискуссии, проекты, самостоятельную деятельность. Несколько раз предлагалось принять участие в обсуждении актов клиники, сайта клиники, иных вопросов. Все попытки провалились.
2. Пассивность студентов. За период времени существования клуба «Юридическая клиника» самой обсуждаемой была тема «Логотип клуба». Попытки обсуждать вопросы, связанные с профессией, пока что провалились. Клуб «Прокурорский надзор» также оказался полностью информативным и к обсуждению проблемных вопросов, связанных с подлежащим разрешению делом, не привёл, что постепенно подвигает к мысли о закрытии клубов или, по крайней мере, о выходе из обоих.
3. Низкая активность на занятиях, на которых в принципе позволено всё, работай только.
4. Вопрос, а что же всё-таки интересно современному студенту. Почему же всё так скучно?
При изучении результатов исследования следует учитывать возможные причины необъективности исследования и его результатов:
1. Я допускаю, что некоторые студенты, используя ресурс только для досуга, не сформулировали профессиональные интересы, ограничившись теми, которые связаны только с досугом.
Итак, были исследованы страницы случайных 65 студентов. Всего было заявлено 183 интереса, включая тех, кто заявил, что интересно ВСЁ. Далее интересы распределены по частоте упоминаемости.
И вот как прошло распределение.
1-е место среди интересов занял Отдых.
Всего отдых был заявлен 42 раза. Сюда включены следующие упоминания: Отдых, путешествия, клубы, тусовки (некоторые прямо указали, цитирую «пьянки, гулянки»), кино, сон и т.д
2-е почётное место занял Спорт.
Всего он упоминался 36 раз в разных его проявлениях (футбол, лыжи, коньки, сноуборд и т.д.). Среди спортсменов 1 увлекается фитнесом.
3-е место заняло Иное.
Всего 29. Сюда вошли авто (10) девушки (7), мода, косметика, шопинг (2), стиль (2) секс, списывание на экзамене, говорение чуши, еда, медицина, общение с друзьями.
Здесь следует учесть, что девушки, шопинг, стиль, также как и авто, более интересны студентам младших курсов, нежели старших. По крайней мере мне так показалось.
На 4-м месте оказалась Музыка
Всего музыка интересна в 20 случаях.
При этом следует учитывать, что здесь нет конкретизации, поэтому под музыкой может подразумеваться и классика и совершенно аномальная группа «Сектор Газа». Поэтому музыку я не стал умышленно относить к культурным увлечениям.
На 5-м месте расположились интересы, которые я назвал ВСЁ!
Всего 11 человек заявили, что им интересно абсолютно всё. Понятно, почему к таким заявлениям нужно относиться осторожно. Скорей всего речь идёт о нескристализованности интересов. То есть человек сам не знает, что именно ему интересно. Хотя, возможно, человеку было просто лень об этом писать.
Итак, подведя промежуточные итоги, можно сказать, что из 183 заявленных интересов 138 интересов НИКАК не связаны с профессией, профессиональным ростом, собственным развитием, собственным эффективным трудоустройством, наконец. Эта цифра в процентном соотношении составляет 75,4 %. !!! Кирилл, теперь ясно, почему почти никто не отозвался на предложение постажироваться, и почему всё остальные проекты проваливаются?
Но при всём этом нельзя сказать, что таких упоминаний не было вообще. Итак, продолжаем:
6-е место, наконец, заняла всеми уважаемая юриспруденция.
Всего её упомянули 11 раз. В том числе, 3 раза называлось право. 2 раза были упомянуты конкретные отрасли. И это, заметьте 6 % !!! Только 6 % студентов, учась на юриста, завили, что юриспруденция им интересна.
Здесь, на мой взгляд, очевидно, что степень конкретизации интереса у тех 2-х студентов, назвавших отрасли права, гораздо выше, чем у тех, кто назвал юриспруденцию вообще. На мой взгляд, она в ряде случаев могла быть заявлена для демонстрации принадлежности к определённой социальной группе, типа «Мы юристы!». То есть интересна не юриспруденция как таковая, а бейдж, на котором написано слово «юриспруденция». Дай Бог, чтобы я ошибался. Так как процент и так маленький.
На 7-м месте оказалась увлечённость иными науками
Всего они упоминались 11 раз. Сюда вошли политика (6), иностранные языки (1), история (2), география (1), психология (1)
Почётное 8-е место заняли культурные интересы.
Всего 9. В этом упоминается литература, чтение, философия, стихи.
Если сюда включить рисование (3), то уже получится 12. Если под танцами авторы подразумевали что-то культурное (не клубы), то необходимо приплюсовать ещё 6. Получается 18.
Что же в системе интересов студентов является замыкающим?
Это Учёба! И это 9-е место.
Всего 2 раза было заявлено, что учёба в ходит в сферу интересов. И это 1,1 %. !!!
При этом не понятно, куда учёба, зачем учёба, что за учёба. Вполне вероятно, что здесь имеются в виду лекции и семинары, что в существующей ситуации можно квалифицировать как «Уже неплохо». Хоть 2.
Выводов напрашивается несколько:
1. Юридический институт СФУ необходимо перепрофилировать и назвать его Институтом отдыха, спорта и туризма, включив в программу обучения большой блок, посвящённый музыкальному образованию. Всё, что связано с правом, перевести в разряд факультативных занятий для того 1-го процента, кому это нужно.
2. Преподавателям, возможно, есть смысл перестать ставить сверхзадачи, ограничившись только лишь правовым просвещением студентов-спортсменов и студентов-клаберов.
3. Если не соглашаться с п. 2, то есть смысл больше внимания уделять мотивации студентов. Необходима специальная программа по профессиональной ориентации, самоопределению студентов, в том числе, направленная на освоение образовательного пространства, о котором говорит Б.И. Хасан.
4. Студентам есть смысл задуматься над тем, где и зачем они учатся, кем они себя видят в будущем. Может быть есть смысл перевестись на физвоз, в институт искусств, или открыть программу «Клуб Путешественников?». Студентам следует не забывать, что «САМО НЕ СЛУЧИТСЯ». Поэтому думать нужно об этом уже сейчас.
5. Преподавателям необходимо задуматься над мощным отсевом студентов на 1-м и 2-м курсе. Не нужно портить жизнь студентам, отнимая 5 лет жизни, когда они хотят быть Роналдиньо или М. Шумахером. Пусть все силы направляют именно на это. Может быть есть смысл направить усилия на убеждение родителей в том, чтобы не портили жизнь своим детям, настаивая на учёбе там, где дети учиться не хотят.
Некоторые студенты могут возразить, ссылаясь на «шуточность» интернет-ресурса. Но тогда остаётся неясным, почему проваливаются всяческие попытки серьёзного обсуждения, реализации серьёзных мини-проектов. Видимо всё-таки этого действительно нет в сфере интересов. А то, что заявляется, как раз и является интересным на самом деле. Нужно просто честно признаться себе в том, что интересно, а что неинтересно.
В общем, несмотря на большую относительность и приблизительность результатов, тем не менее всем есть над чем подумать…
Вот так вот...
P.S. Кирилл, я выложил этот текст в клубе. Будет интересно, как студенчество отреагирует.