О статье я конечно в курсе
На счет перехода на аутсорсинг по юр.услугам – это общемировая тенденция. Только нужно заметить, что аутсорсеры практически никогда полностью не заменяют «инхаусов» (штатных юристов). Эти два формата юридической работы совмещают, вопрос только в соотношении объема работы выполняемого внутри компании и вне ее. Вовне безусловно передают специфические задачи, для выполнения которых нужны специальные знания и опыт. Например тот же пресловутый IPO или международные следки по слиянию. Иногда отдают то, что дешевле сделать чужими руками. Штатные юристы в этой ситуации осуществляют координацию работы внешних юристов и компании-заказчика.
В Красноярске юридический аутсорсинг как правило применяют предприятия у которых нет штатного юриста, либо проще обращаться время от времени за услугами во внешнюю компанию, чем содержать штатного юриста на зарплате. Аутсорсинговая схема тут имеет ряд преимуществ: не надо заниматься кадровыми вопросами, всякими обязательными платежами, обеспечивать юристу рабочее место, ресурсы (СПС, Интернет, обучение и т.п.), нет рисков, что юрист заболеет и срочно уволится и поэтому работа встанет.
Как правило же в Красноярске оплата за сопровождение предусматривается в виде «абонентской платы», т.е. фиксированной суммы в месяц за которую фирма выполняет всю или почти всю (с разумными оговорками) юридическую работы. Т.е. фирма как бы покупает себе виртуального юриста в штат примерно за месячную зарплату (размер которой определяется разными факторами), но работает за него целая фирма.
На счет «халявности» абонентки я бы поспорил. Халява (т.е. ситуация, когда размер оплаты явно превышает нагрузку от клиента) долго не длится. Клиент очень быстро начинает испытывать дискомфорт от того, что платит деньги «просто так». Эта ситуация была одной из причин нашего перехода на почасовую оплату. Гармоничной ситуация с абонентской оплатой является такая, когда загрузка от клиента не превышает примерной стоимости реально оказанных услуг, а клиент думает, что то, что он получает от фирмы «в розницу» на рынке юр.услуг стоит больше и так он экономит. Но так бывает редко и недолго. Как правило клиенты «грузят» за свои деньги по полной и недовольной начинает быть уже юридическая фирма. Тогда начинают изобретаться всякие более продвинутые формы оплаты, типа «пакета услуг», когда оплачивается невозвращаемый аванс, а за него фирма готова предоставить конкретно оговоренный перечень услуг определенного объема. Но это на самом деле тоже не универсальный гибрид, хотя при определенных условиях может использоваться эффективно.
Мы решили перейти на почасовую оплату при этом отказаться от оказания тех услуг, которые составляли значительный объем – то, что условно называется «процедуры» или на слэнге юридических консалтеров – «ноги», классический пример которых – простая регистрация ООО без глубокой проработки. Там юридических знаний не нужно, нужно время и внимательность.
Мы же решили сосредоточиться на данном этапе на среднем секторе, где высок удельный вес «экспертизы», т.е. именно интеллектуальной составляющей, где требуется проработка проблемы. Для того, чтобы эффективно работать в этой сфере мы переходим на проектную форму работы. В двух словах об этом не расскажешь, может быть потом. В принципе кому интересно, можете почитать наш новый сайт wwwusb-c.ru
На счет эффективности схемы аутсорсинга. Не вижу проблем именно в нем. Проблема у нас в общей неразвитости рынка услуг, отсутствии опыта, традиции, культуры оказания услуг наконец. Проблема эта, на мой взгляд, коренится в том, что экономика региона до сих пор была сырьевой + индустриальной. Т.е. край зарабатывал на энергетике, металлургии, угле, лесе и больше ничем не парился. В «лучшие» для края годы до 70% бюджета формировал Норникель! Одно предприятие! Естественно, если граждане края получали деньги в основном из этих секторов через зарплаты и другие выплаты, то рынок услуг у нас просто лежал и не развивался. Сейчас ситуация улучшается, но отставание по сравнению с тем же Новосибирском в сфере услуг у нас налицо. Показателен в этом смысле факт, что первая региональная конференция «Юридические услуги в Сибири» была проведена не у нас, а именно в Новосибе, где рынок юр.услуг гораздо более развит.
Но у нас не все так плохо! Я думаю, что реально нас в ближайшие 3-5 лет ждет скачок в развитии! Мы - не единственная компания, которые хотят вести бизнес на современном качественном уровне и реально конкурировать качеством с федеральными фирмами. Так что нужно запастись терпением и работать над собой.